Экспресс подготовка к ЕГЭ с репетитором по математике

Ко мне регулярно обращаются за помощью в скоротечной подготовке к ЕГЭ (за 2 — 4 месяца). Родители часто откладывают время начала занятий до последнего момента в надежде, что репетитор по математике им не потребуется вовсе. Кажется, что школа должна дать все необходимое для успешного написания экзамена. Но надежда на собственные силы тает по мере приближения лета, когда ученик проваливает очередной пробный ЕГЭ и сам осознает потребность в репетиторе по математике. Чаще всего время оказывается упущено так, что о какой-либо серьезной подготовке речь уже идти не может.

Однако не все родители осознают масштабы предмета и намеренно откладывают подготовку к ЕГЭ по математике на поздний срок. Кажется, что достаточно прорешать с репетитором несколько вариантов ЕГЭ, чтобы успешно его сдать. Я не собираюсь убеждать таких родителей в обратном, а только опишу те проблемы, с которыми часто приходят поздние ученики к репетитору по математике и его действия по решению ключевых задач подготовки.

У подавляющего большинства учеников хромает геометрия. Поэтому при экспресс подготовке (особенно когда имеется целый комплекс проблем) приходится полностью отказываться от работы с задачей С4 (даже если ученик способен слушать репетитора и запоминать решения). Со слабыми абитуриентов можно пробежаться по легкой планиметрии из «B» части на уровне «выбери формулу и подставь в нее числа», не более того.

Ситуация с «С4» осложняется тем, что с конца 9 класса школьник не решают серьезных планиметрических задач. В стереометрии используются только минимальные знания, полученные в 7 — 9 классе, поэтому все попытки репетитора по математике восстановить утраченные навыки или, тем более, их сформировать с нуля приводят, чаще всего, к нулевому результату. Научиться подходам к конкурсным задачам можно только через хорошую практику решения задач среднего уровня. Для них, в свою очередь, нужно иметь богатый опыт использования теорем и свойств в простейших типовых алгоритмах. При самом удачном варианте уроков репетитор по математике успеет «поднять» ученика только до второй ступеньки этой лестницы (даже если заниматься целенаправленно только задачей С4). Конкурсный опыт приобретается даже не за год. Если нет навыков исследования рисунка, подкрепленного способностью видеть решение на пару шагов вперед, ничего не получится.

При короткой работе в течение 2-4 месяцев репетитор по математике успевает разобрать только отдельные задачи, наиболее часто встречающиеся на экзамене. Такая подготовка к ЕГЭ оказывается полезной только при условии, что номера в реальном варианте точь в точь совпадут с разобранными. Для «С» части вероятность такого совпадения близка к нулю (хотя наблюдается некоторый ее подъем в номерах С1 и С3), поэтому лучшей стратегией репетитора по математике при экспресс подготовке становится узконаправленная работа. Обычно это 5 — 8 номеров из «B» части (в зависимости от сроков подготовки).

Какую периодичность занятий рекомендует репетитор по математике?

Конечно, чем больше времени абитуриент проводит с математикой, тем лучше. Но под конец учебного года, как правило, репетиторы загружены другими учениками и не располагают достаточными временными ресурсами для интенсивных занятий. В полной мере это относится к хорошо зарекомендовавшим себя преподавателям, на которые наблюдается устойчивый спрос. Придется потратить немало времени на поиск хорошего свободного репетитора или доверить подготовку к ЕГЭ по математике студенту / выпускнику. Что из этого получается — мы хорошо знаем.

Нужно понимать, что чрезмерно высокая периодичность занятий не оставит ученику времени на самостоятельную работу и ставки делаются только на хорошую память, а не на выработку навыков. Рекомендованный график занятий с репетитором в течение 2-4 месяцев — не более 3 — 4 раз в неделю. На большее не хватит школьника, а меньшая загрузка обычно окажется недостаточной даже для узконаправленной работы.

Подсчет баллов

Как правило, чем ближе судный день и чем слабее ученик, тем больше его волнует проблема подсчета баллов. Он начинает думать о том, сколько ему поставят за один набор задач, а сколько за другой. Репетитор по математике превращается из из тренера в консультанта – эксперта ЕГЭ, вынужденного отвечать на вопросы, не относящиеся к предмету. Я в таких случаях провожу короткую беседу на тему: «Чем нужно и чем не нужно забивать голову», после которой ученик обычно полностью концентрируется на математике. Лучше всего такую беседу провести на первом же занятии.

Домашние задания репетитора

При быстрой подготовке к ЕГЭ увеличивается роль самостоятельной работы обучаемого, поэтому репетитору по математике необходимо особым образом рассчитывать домашние задания и чаще всего увеличивать их объем. Помимо основных номеров я часто предоставляю образцы решения близких к рассмотренным задачам на уроке и задаю по ним. Только так можно охватить максимум материала. Математика – слишком объемный предмет, чтобы его рассказывать полностью, тем более, когда до экзамена остается всего лишь 2 месяца. В обязательном порядке мы заводим две тетради для Д/З. В одной ученик решает текущее задание, а другая остается у меня до следующей встречи на проверку.

Работа репетитора по математике с двумя тетрадями дает возможность максимально эффективно использовать время занятия. Очно рассматриваются только те номера, которые не получились дома, остальные же репетитор по математике изучает без ученика. Учитывая объем материала, эта форма оказывается наилучшей. Я не просто проверяю тетради, а анализирую причины появления ошибок и поясняю их. Результаты проверок учитываются при подготовке заданий для следующего урока.

Теоретические материалы

К сожалению, при скоротечной подготовке к ЕГЭ у репетитора по математике совсем не остается времени на какую-либо теоретическую работу, тем более на доказательства теолрем и постепенную запись формул и свойств в теоретическую тетрадь. В таких случаях я предоставляю ученику готовые справочные материалы и требуют, чтобы они были в нее перенесены. Список фактов, с которыми удается поработать репетитору по математике, оказывается не очень большим. Но, тем не менее, я все равно предоставляю в распоряжение ученика теорию в полном варианте. Это увеличивает вероятность правильного решения остальных задач, которые не удалось рассмотреть на уроках.

Дидактика
Конечно же, используются типовые ЕГЭ варианты распространенных книжек. Подготовительные задания применяются по минимуму. Упор в больше степени делается на запоминании приемов и походов к решению самых «ходовых» задач. На другую работу, увы, времени нет.

Репетитор по математике, А.Н. Колпаков. Москва. Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий