Разовые занятия с репетитором по математике

Индивидуальные занятия математикой проводятся репетиторами в самых разных формах и режимах. Весьма популярной учебной услугой, за которой родители приходят к тому или иному репетитору по математике, является проведение единственного занятия или разовой консультации по отдельным вопросам сдачи экзамена. Мои правила работы с такими уроками читайте ниже.

Почему репетитор по математике отказывает в разовых занятиях?

В режиме единственной встречи я крайне редко соглашаюсь работать. Всегда отказываюсь от школьников с нелувыми начальными знаниями (или с близкими к нулевым). Нет смысла тратить Ваше время и время репетитора на объяснения сложных законов математики, к пониманию которых ученик не подготовлен. За один урок репетитор по математике не успеет рассказать ученику и 1% от того, что изучалось с 5 по 11 класс. Узком диапазоном задач проблема не решается, так этого диапазона просто не существует. Одни задачи тянут за собой другие.

Неумение складывать дроби в 11 классе является признаком патологической лени, нежелания учиться или серьезной физиологической проблемы мышления, не позволившая ученику в свое время (в 5 — 6 классе) осилить даже вычислительную математику. К сожалению, изменить ситуацию к лучшему нельзя в одно мгновение. Ни за одну, ни за две, ни за три встречи с репетитором по математике не восполнить многолетнего отставания от программы, тем более если оно обусловлено низкими умственными возможностями ученика. Это нужно понимать!

В экзаменационную математику всегда включаются задания, проверяющие не столько качество знаний абитуриента, сколько наличие практического опыта работы с теоремами и свойствами. Этот опыт репетитор по математике как раз и дает ученику. Получить его можно только с годами. Именно опыта (в сочетании со знаниями) позволяет человеку самостоятельно строить или искать алгоритмы решения сложных вопросов.

Кроме того, для успешной сдачи профильной части ЕГЭ нужно иметь хорошую моторику мышления. Во взрослом возрасте (когда человек уже формирован физиологически) репетитор по математике уже ничего с ней сделать не сможет. Даже в подготовке к ЕГЭ «на школьную троечку», репетитору нужно время для изучения ученика и пересмотра основных задач. Математические термины, которые всегда употребляет рпеетитор при стандартных объяснениях, часто оказываются не понятны (ибо они не изучены), поэтому даже узкий диапазон задач остается «вне доступа». Нужна слова, которые с одной стороны понимал слабый абитуриенту, а с другой давал бы ему точные и емкие описания методик работы с математическими или практическими объектами ЕГЭ (таблицами, графиками, формулами). Для успешной работы с математикой нужно решать большое количество задач (для каждого ученика это количество разное). Составить некую инструкцию по подготовке к ЕГЭ по математике так, чтобы было остаточно ее просто прочесть и следовать ей на реальном экзамене, – не удается.

Может показаться, что я описываю банальные вещи, понятные каждому и без разъяснений, однако долгая практика работы репетитором по математике свидетельствует о существовании целой армии учеников с гипертрофированными представлениями о подготовке к ЕГЭ. Я их называю «попрыгунчиками». Они упускают математику уже в 5 классе, усиливаю отставание в 6 классе, в 7 классе … и, конечно, уже в 11 классе пробелы оказываются настолько гигантскими, что репетитор уже не в состоянии добиться даже минимальных результатов. Каким бы профессионалом он не был.

Несмотря на внутренний протест, знакомый любому репетитору математики, я иногда соглашаюсь на проведение 3-4 уроков. Это минимум и ,как правило, подготовка к ЕГЭ по непрофильной математике. Почему, я устанавливаю именно этот порог? Очень просто. При таком графике удается готовить занятия с учетом результатов наблюдения за учеником. И задачи, и объяснения репетитора по математике будут настроены на конкретный уровень восприятия материала. Часть первого урока — тест на проверку потенциала ученика, позволящий репетитору определиться с техникой объяснений. Только после его прохождения можно что-либо показывать и решать. Второй урок — целенаправленная (и подготовленная) работа по устранению выявленных пробелов. На третьем занятии репетитор по математике оценивает качество выполнения Д/З и в зависимости от него окончательно определяется множеством параметров работы (cкоростью продвижения по задачам, той или иной глубиной объяснений, необходимостью проговаривать или подробно записывать решенное, необходимостью возвращаться к одному и тому же и массой других «мелочей»). Я всегда говорил, что качественное репетиторство сравнимо с процессом полета космонавта, к запуску которого нужно как следует подготовиться. Иначе полет или не состоится вообще, или ракета улетит не туда, куда надо. Обращаться у репетитору по математике ради одного урока — это все равно, что пытаться запустить ракету в процесе ее строительства. Для того, чтобы понять ученика и точно ударить по его пробелам, нужно знать, что именно остается у него в голове «на выходе» от репетитора. В рамках одной встречи это сделать, конечно же, невозможно.

Уроки математики с проверкой репетитором Д/З уже похожи на более-менее серьезную работу. Не важно, идет ли подготовка к ЕГЭ или исправляются текущие оценки. Мои требования для проводения подготовки к ЕГЭ по математике за 3 — 4 урока — наличие минимальных навыков работы с графиками, таблицами и арифметическими действиями.

Как проходят разовые занятия с репетиторами?

Обычно это занятия — консультации по применению каких-нибудь приемов или теорем на ЕГЭ. На большее репетиторам по математике претендовать не приходится. Возможны уроки — тесты, уроки — проверки самостоятельного решения (например типового варианта ЕГЭ). Если родители просят объяснить какую-нибудь тему, я в обязательном порядке говорю с учеником по телефону и задаю ему несколько вопросов для оценки уровня владения математикой 5-11 класса. Если же он приезжает с конкретным вопросом по какой-нибудь контретной теме, то ответ репетитора тоже будет конкретный, не требующий методической подготовки по подбору объяснений и упражнений для Д/З). Поэтому готовить консультативный урок несколько проще.

К сожалению, некоторые школьники видят спасение в репетиторе и занимаются математикой с 5 класса до 10 — 11 класса абы как, совершенно недооценивая реальный объем занятий и умений, требующийся на ЕГЭ. Вопрос о возможности полноценной подготовки к ЕГЭ в таких случаях (даже за месяц до экзамена) напоминает вопрос: «Как пройти в библиотеку?» Заметим, что для лодырей она закрыта :).

Звонок репетитору до проведения первого (и последнего) урока.

Будьте готовы сообщить мне как можно более полную информацию о знаниях Вашего ребенка и о той теме, с которой имеются проблемы. Старайтесь звонить в тот момент, когда ученик находится рядом, чтобы я мог с ним переговорить. Если нужна консультация – сообщите мне (или пришлите по электронной почте) интересующие Вас вопросы так, чтобы я успел распланировать ответы на них согласно ситуации: не растягивать объяснения при большом количестве вопросов и, наоборот, развернуть ответы при малом объеме.

К каким репетиторам можно обращаться за разовыми уроками?

Это только те преподаватели, контакты которых в интернете представлены в открытом виде. Если Вам нужен разовый урок с каком-либо понравившийся репетитором по математике, — помните, что репетиторы платят посредническим сайтам с деньги за первое занятие. Если оно же станет и последним — оплата составит 25% стандартной ставки. Многовато. По этой причине репетиторы по математике (по крайней мере в Москве) часто отказываются от разовой работы. Звоните по объявлениям на свободных досках, где каждый репетитор имеет телефон или e-mail адрес. Посреднический сайт лучше использовать только для поиска длительного сотрудничества с педагогом.

Репетитор по математике, Москва. Строгино. Колпаков А.Н.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий