Теоретическая разминка с репетитором. Сопроводительные листочки к занятию

Работа со сложным учеником, запустившим математику, существенно отличается от размеренной базовой. Репетитору приходится учитывать множества факторов, на которые в ситуациях с более сильными детьми можно было бы не обращать внимание. Слабый ребенок может растеряться в самом простейшем действии и зависнуть так, что репетитор по математике будет вынужден менять систему объяснений и тематику задач по ходу самого занятия. Независимо от способностей репетитора чувствовать ситуацию и быстро переключаться на непонятное, подобный режим работы приносит массу дополнительных проблем. Как репетитору, так и ученику. Если в какой-то момент перед репетитором по математике встает проблема отсутствия навыка работы каким-нибудь этапом длинного алгоритма, придется отдельно рассматривать вспомогательный. Выполнение двух задач сразу – погоня за двумя зайцами. Ученик теряет концентрацию и «плывет». Сумбур и путаница в его голове – типичный результат работы репетитора – попрыгунчика.

Для снижения количества «отводов в сторону» (если не удается их убрать полностью) репетитор по математике включает в планы первой части урока разбор соответствующего подготовительного материала. Обычно теоретического. Рассматриваются даже те факты, которые, казалось бы, должны быть давным-давно усвоены учеником. Урок планируется заранее. Если репетитору по математике удается проработать все вспомогательные алгоритмы – замечательно, если не получается – им отводятся отдельные занятия.

Опытный репетитор по математике наперед знает проблемные точки слабых учеников, что в сочетании со своевременной диагностикой пробелов конкретного школьника позволяет подбирать оптимальные задания. Для решения каждого набора упражнений требуются своя теоретическая база. Она выделяется репетитором на этапе подготовки комплекта упражнений по новому материалу и методично прорабатывается на разминке в самом начале урока. Важно помнить о том, что все используемые в решениях (или в объяснениях) математические формулы и алгоритмы должны быть хорошо известны школьнику, иначе урок попросту сорвется.

Как репетитор по математике разминает ученика?

Время варьируется в зависимости от темы и уровня знаний, обычно хватает первых 5 — 10 минут с начала полуторачасового занятия. Теоретическое повторение можно провести в устной форме через обсуждение (напоминание) формулировок или придумать какую-нибудь несложную работу, направленную на запоминание или повторение математических операций. По ходу выполнения заданий репетитор увидит проблемные места до того, как начнет объяснять новую тему.

Слабому ученику недостаточно просто сообщить теорему. Опорные записи должны находиться перед его глазами постоянно. Репетитор по математике заранее готовит специальные теоретические листочки, куда заносит все необходимые для текущей работы формулы, свойства, схемы или даже образцы решений. Они учитывают состояние знаний в данный момент и могут сильно отличаться от аналогичных материалов, приготовленных репетитором для других учеников.

Занятия в группе.
Групповое занятие имеет невысокий КПД разминочного повторения из-за различий между объемом усвоенной информации разными учащимися. В индивидуальной практике репетитору по математике удается составить план теоретического сопровождения точно по тем кусочкам программы, которые могут вызвать «зависание системы» у конкретного школьника.
Каждый алгоритм можно разбить на отдельные этапы, изученные ранее. Ученики приходят на урок к репетиторам по математике с разной степенью усвоения этапов. Каждому их них нужен свой комплект записей и своя форма их обсуждения.

Изучение каждой темы требует знаний определенного набора фактов и навыков их использования. Некоторые из них могут быть усвоены и не требуют отдельного рассмотрения. В конце занятия, предшествующего уроку по новой теме, я обычно даю задания на соответствующую проверку.

Пример репетитора по матиематике
Например, до начала изучения темы «подобие треугольников» ученику предлагается решить простое уравнение вида \dfrac{x}{6}=\dfrac{0,2}{7} . Если с ним возникают проблемы, я включаю в теоретическую разминку следующего занятия правила работы с пропорциями. Коротко отображаю их в теоретическом листочке. Если возникают еще и проблемы с арифметическими действиями, то соответствующие опорные записи также выписываются на листочке. Этот подход позволяет репетитору по математике направить внимание ученика именно на тот набор сведений, которые потребуется для успешного усвоения текущей темы.

Для работы с признаками подобия от школьника потребуется умение доказывать равенство соответствующих углов в треугольниках, а следовательно придется вспомнить о свойства вертикальных, смежных, внутренних накрест лежащих углов. И даже углов при основании равнобедренного треугольника. Эту информацию репетитор по математике включает в теоретический листочек к уроку.

В алгебре при решении уравнений методом замены переменной репетитор часто натыкается на неумение ученика выполнять простейшие преобразования с многочленами, а именно создавать скобки с повторяющимися выражениями. Теоретическая поддержка такому занятию состоит в обсуждении правил вынесения общего множителя за скобку и выделению полного квадрата. Соответствующие тождества выписываются репетитором в теоретический листочек и обсуждаются с учеником.

Судить в репетиторе математики, как о хорошем специалисте можно по ряду параметров. Один из них – умение детально подготовить занятие с учетом особенностей программы, уровня знания ребенка и поставленных целей. Интернет — анкеты репетиторов пестрят сообщениями о дифференцированном подходе, но, как показывает практика общения с преподавателями, мало кто понимает, в чем он заключаться и как его реализовать на практике. И, тем более, редким репетитором по математике проводится соответствующая работа. Она требует преподавателя дополнительных временных и физических затрат по организации (и проведению) своевременных тестов, анализу ошибок и подготовке индивидуальных учебных планов и материалов. Теоретическое сопровождение к занятию – один из этапов реализации идеи дифференцированного подхода. Конечно, такая работа нужна не во всех случаях и в конечном итоге все зависит от ученика. Я действую только про ситуации, но всегда нахожусь в полной боевой готовности.

Александр Николаевич, репетитор по математике – р.Строгино. Москва.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий