Анализ эффективности методики преподнесения темы «замена переменной»

by Колпаков А.Н. on 2 августа 2010

Помимо очевидных преимуществ метода аналогий, связанных с пониманием темы замена переменной в уравнениях, стоит отметить еще одно важное обстоятельство: репетитору по математике удается удержать внимание ученика на одном примере, числа и буквенные выражения в котором не меняются. Это освобождает ресурсы памяти ученика для анализа и запоминания работы математического алгоритма.
Дальнейшее многократное повторение всех его этапов на примере других уравнений увеличивает шансы на успех «всего мероприятия» многократно, так как понимание часто является следствием запоминания.

Усвоенная на занятиях с репетитором последовательность шагов изучаемого алгоритма позволяет быстрее возвращаться к его этапам с других, сопутствующих ему подпунктов (решений квадратных уравнений, вычислений,оформлений). Это очень важно для слабого школьника, потому что необходимость в переключении внимания при переходе от одного алгоритма к другому сильно тормозит восприятие.

Главный минус методики – приличный расход времени. На объяснение может уйти половина занятия, но результат будет того стоить. В будущем, на более сложных конструкциях левой части ученику не потребуется разжевывать суть приема, он не будет «плавать», а репетитор по математике сможет вставлять для замены выражения из более трудных тем: тригонометрических, логарифмических, показательных, иррациональных…. «Навигатор» ученика сможет выявлять и выполнять замены , не отвлекаясь на анализ работы алгоритма как такового.

Стоит отметить, что на этапе закрепления темы, репетитор по математике должен показать как вести записи на практике. Желательно после получения чисел -4 и -1 сначала СОСТАВИТЬ ОБА УРАВНЕНИЯ и только потом приступать к решению каждого. Иначе ренку придется держать в памяти лишнюю информацию, обработку которой можно было завершить ранее.

После получения ответа в первом уравнении ребенок может забыть составить второе. Даже если он помнит про вторую подстановку, то придется заново вспоминать всю структуру решения. Это бывает полезно при заучивании алгоритма, но на этапе формирования НАВЫКА практического применения.

obrazets_900Для того чтобы ученик не забыл вернуться ко второму уравнению, его лучше составить одновременно с первым, а решать уже по отдельности, выделяя им для этого две колонки тетрадного листа.

Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий