Виды абитуриентов и особенности их подготовки к ЕГЭ по математике

by Колпаков А.Н. on 27 августа 2010

Виды помощи репетитора по математике в подготовке ученика к ЕГЭ зависят главным образом от того, сколько времени родителями выделятся на занятия. Также важно, какой ученик приходит и с какими способностями. Желающих готовиться индивидуально, можно условно разделить на 5 групп:

Ученики-грызуны.

Эта категория учащихся серьезно относящихся к предмету. Они нацелены на получение фундаментальных знаний, начинают готовиться к главным школьным испытаниям заблаговременно и часто занимаются с репетитором по математике по нескольку лет. Я называю их грызунами, потому что об учениках этой группы можно сказать так: «грызут гранит науки». Даже при хорошей успеваемости они сохраняют крайне высокий интерес к дополнительным урокам и постоянно совершенствуют свое мастерство решать задачи. Среди них встречаются «поздние грызуны», начинающие занимаются с 7-8класса и «ранние грызуны», чей интерес к помощи репетитора просыпается в 5-ом или 6-ом классе. При такой стратегии занятий с репетитором по математике «на выходе» в 11 классе получаются значительно более высокие результаты, чем у любых других категорий учащихся.

Хочется особо отметить заслугу родителей «грызунов». Их вклад в получение высоких баллов ЕГЭ оказывается не менее весомым, чем труд и старание репетитора по математике. Очень важно сделать правильный выбор системы действий по профилактике возникновения учебных проблем в старших классах.

Некоторым родителям удалось воспитать грызунов личным примером и своим отношением к образованию. Некоторые смогли убедить или заставить заниматься сверх школы. В любом случае, ребенок получал дополнительную и систематическую порцию нагрузки, более точную, чем в школе. С ранних лет «грызуны» ориентируются на техническое или экономическое образование, а к старшим классам определяются с выбором конкретного ВУЗа. Распространена практика приглашения репетитора к ним для «подстраховки», а некоторые дети сами выступают инициаторами занятий.

Ученики прагматики-реалисты.

Они обращаются к репетитору по математике за год (максимум два) до ЕГЭ. Их уровень по статистике ближе к среднему, а выделенное время на занятия (обычно 2 раза в неделю) позволяет репетитору более-менее спокойно планировать уроки. Для таких учеников, репетитор — средство для достижения конкретной цели: сдачи экзамена для поступления в ВУЗ. В учебной и жизненной программе прагматиков, заложена директива: работать только тогда, когда от результата зависит достижение конкретной цели. Поэтому они часто спят до 11 класса, ибо в более раннем возрасте еще нет четкой цели. Уверенность в том, что они успеют за последние год-два определиться с профессией, выделить профилирующие предметы, и основательно подготовиться к ЕГЭ, как правило, высока. Контингент таких учащихся у репетиторов по математике, составляет абсолютное большинство.

Ученики-торопыжки.

Они, как правило, обращаютя к репетитору по математике за подготовкой к ЕГЭ за 3-4 месяца до экзамена. Причины такого жесткого решения могут быть самыми разными: от отсутствия средств на более продолжительные занятия до полного непонимания того, что репетитор не волшебник, чтобы в одно мгновение снять все учебные проблемы одним взмахом своей волшебной палочки. К сожалению, родители торопыжек часто не осознают насколько серьезные и продолжительные занятия требуются их детям для хорошей сдачи ЕГЭ.

Часто торопыжки приходят к репетитору по математике из школ с очень низким уровнем преподавания и весьма лояльным отношением преподавателя к качеству работы учеников на его уроках. Некоторые обращаются к репетитору в тот момент, когда становится очевидно, что подготовительные курсы не спасают положение. Еще одна часть торопыжек переходит от репетитора к репетитору, осознав на каком- то этапе работы с одним из них, что его занятия не обеспечат на экзамене приемлемых результатов. В эту же группу относятся дети со стойким отвращением к математике. Оно бывает настолько сильным, что начало подготовки к ЕГЭ оттягивается до последнего, несмотря на наставление родителей.

Цель обращений «торопыжек» к репетитору по математике тоже бывает разной : от желания сдать экзамен хотя бы на троечку до запросов получить высокий балл.

Самоуверенные ученики.

Их количество, слава богу, не очень большое, но, в среднем, раз в два года такие варианты через меня проходят. Кто такие самоуверенные ученики? Те, кто считают, что в целом готовы к экзамену, но есть неуверенность в двух-трех темах. Или в каждой из них что то не ясно до конца. Или просят «пробежаться по верхушкам» материала для того, чтобы что-то освежить в памяти. К репетитору по математике такие ученики приходят обычно не раньше, чем за 2 месяца, а иногда за две-три недели.

Ученики-анекдоты.

Как бы это ни было смешно, но иногда звонящие просят помощи за 2-3 дня до экзамена. Причем не консультацию по отдельным задачам, а хотят получить какую-то подготовку. Обычно это взрослые ученики, над которыми контроль родителей давно потерян. Привычка решать проблемы по мере их поступления и относиться к экзамену как к чему-то формальному приводит их к репетитору по математике как в магазин за покупкой. В этом году позвонил взрослый «ребенок» и спросил: «у меня завтра экзамен в МАДИ, можно ли как то к нему подготовиться?». На мой вопрос о том, сколько прошло времени со дня его последнего занятия по математике, был дан ответ : «10 лет». Такие ученики обычно узнают о содержании своих вступительных экзаменов в последний момент. Я не знаю чем помочь в таких случаях кроме предоставления списка формул, теорем и правил и более писать на эту тему не стану.

Читайте об особенностях работы репетитора по математике с учениками этих групп на следующей странице.

Колпаков А.Н, Репетитор по математике.

Страницы: 1 2 Далее

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий