Виды абитуриентов и особенности их подготовки к ЕГЭ по математике

by Колпаков А.Н. on 27 августа 2010

1. Особенности работы репетитора по математике с «учениками — грызунами»

Комфортные временные условия, в которых грызуны эксплуатируют репетитора по математике позволяют ему организовать процесс обучения по всем методическим и психолого-педагогическим правилам. Есть время заняться как полноценным математическим развитием ребенка, так и общим интеллектуальным. Отличные результаты, которые репетитор по математике получает на ЕГЭ или ГИА с «грызунами» является следствием упорного и долгого труда тандема «репетитор и ученик». Никакие изменения формы выпускных испытаний не смогут испугать хорошо подготовленного «грызуна» и не смогут стать препятствиями успешной сдачи ЕГЭ. Когда мне задают вопрос «что делать, если задания на ЕГЭ по математике окажутся не такими, которые мы решаем?», то хочется ответить так : «надо было начинать занятия задолго до экзамена и уделять время общему математическому развитию и фундаментальной подготовки».

На занятиях с большинством «грызунов» репетитор по математике успевает разбирать все основные алгоритмы решения задач, повторять их по мере продвижения вперед по программе, заниматься развитием абстрактного и логического мышления, обучать доказательствам, искусству делать выводы, поиску решений, учить обосновывать методы, оформлять математические рассуждения в письменной форме. С такой подготовкой ученику значительно легче будет справиться со сложными задачами части «С» на ЕГЭ.

С грызунами можно работать не спеша, каждой теме уделять столько времени, сколько необходимо для ее понимания и закрепления. Задача репетитора по математике упрощается наличием определенных навыков и отсутствием каких-либо пробелов в знаниях. Репетитор может работать синхронно со школой и использовать свободное от ликвидации пробелов время для изучения дополнительных глав элементарной математики.

2. Работа репетитора по математике с «прагматиками-реалистами». Занятия в течение года.

Особенностью этой работы репетитора в 50% случаев является необходимости восполнять школьные пробелы, накопленные за годы самостоятельной учебы, несмотря на то, что сам ученик часто не ощущает какого-то серьезного отставания. Вся система знаний по математике у него часто ограничивается минимальными требованиями школьного преподавателя к классу (средний уровень в котором невысок).

Это обстоятельство сильно влияет на характер занятий, на их последовательность и состав тренировочных упражнений. Приходится возвращаться назад к элементарным свойствам для ликвидации базовых пробелов. В среднем на это уходит от двух до пяти месяцев. После завершения этого можно предлагать уровень более высокий. Учитывая объемы и скорость изучения материала, приходится тщательно планировать и составлять задания на повторение. Методика оптимизации, о которой вы можете прочитать на моем сайте, в работе с прагматиками просто незаменима. Без нее недостаток в закреплении материала при «пожарных» темпах восполнения пробелов можно будет сравнить с сушкой одежды на улице в дождливую погоду. Часть одежды сушится, а другая часть намокает. Одно учим, а другое забывается.

Все пояснения к темам репетитор по математике строит на определенной, хотя бы минимальной, базе знаний. Если после завершения «этапа ликвидации» она появилась, тогда можно запускать механизмы обучения «прагматиков» решению содержательных задач ЕГЭ.

3. Особенности работы репетитора по математике с «учениками-торопыжками».

Одна из тяжелых категорий учеников для репетитора. Существует две разновидности системы занятий репетитора по математике с такой группой : «экспресс подготовка к ЕГЭ» или «интенсив». Уровень «торопыжек» обычно слабый или очень слабый. Репетиторы неохотно берутся за них. Хороших репетиторов под конец учебного года днем с огнем не сыщешь. Они все заняты. Остальные репетиторы по математике идут на такую работу от недостатка учеников. Чаще всего это происходит с теми репетиторами по математике, которым не удалась рекламная компания, а также с теми, кто имеет весьма низкие показатели прихода к ним учеников через сарафанное радио. При высоких показателях успеваемости у репетитора по математике не позволяют со сменой учебного года сохранять штат прошлогодних учеников. В последнем случае тандем «слабый ученик — слабый репетитор по математике» имеет практически нулевые шансы на «спасение утопающего».

Опытный и квалифицированный репетитор по математике в работе с торопыжками применяет обычно хитрые скорострельные методы активизации мыслительной деятельности в обход стандартным изложениям материала в школе. Вы можете подробно ознакомиться о моей методике экспресс подготовки к ЕГЭ здесь.

Хочется отметить, что затруднения, которые репетиторы испытывали в 2010 году при подготовке «торопыжек» к сдаче ЕГЭ «хотя бы на троечку» были связаны с резко возросшим количеством контрольных заданий, проверяющих, не только базовые знания, но и уровень общего интеллектуального развития. За два месяца общее развитие ребенок не получит. Можно только натаскать его на какие-то конкретные типы задач и объяснит применяемые в них приемы решения.

Различают две разновидности помощи репетитора торопыжкам в зависимости от выделяемого на занятия времени. Регулярность 1-2 раза в неделю в течении 3-4 месяцев рассматривается как «экспресс подготовка», при частоте 3-5 раз можно говорить об интенсиве.

4. Помщь репетитора по математике самоуверенным абитуриентам.

Еще один тяжелый тип учеников для репетитора. Проблема в том, что репетитору по математике при таком форме помощи очень сложно получить представление о возможностях роста ученика. Нет времени для наблюдений за ним. Трудно понять с какой скоростью и в каком объеме он может воспринимать, обрабатывать и хранить в памяти математическую информацию при переходе от темы к теме. Затрудняется диагностика проблем, так как объем знаний, которые должен иметь абитуриент за месяц до экзамена значительно больше того, с которым он переходит с 10 класса в 11-й. Чем ближе к экзамену абитуриент обращается к репетитору по математике, тем труднее заниматься диагностикой его пробелов. Объяснять непонятные темы часто приходится на недостаточно прочной базе знаний и велика вероятность случайного использования терминов, смысл которых ребенок с трудом понимает. К сожалению, репетитор по математике не успеет дать ребенку полноценное теоретическое обоснование используемых приемов. Единственное что можно сделать — показать работу этих алгоритмов на конкретных примерах. Обычно сам ребенок управляет планами репетитора. Увеличивается значимость вопросов ученика.

Еще одна проблема для репетитора по математике: когда абитуриент приходит с провалами по какой то конкретной теме за месяц до экзамена, часто выясняется, что у него не только проблемы с данной темой, но еще и с сопряженными с ней. Очень часто это происходит со стереометрией. Например, репетитора просят найчить реьбенка решать задачи с шарами, вписанными и описанными вокруг многогранников, а выясняется, что ученик не знает, как выявить и как правильно обозначить подобные треугольники, через которые идет поиск радиуса в одном из случаев.

Занятия репетитора по математике с самоуверенными абитуриентами напоминают смесь реальных плановых занятий с консультациями и лекциями. Вести теоретическую тетрадь, как в других случаях, к сожалению, нет времени. Также из процесса полностью исключается какая-либо работа на повторение.

Я готов предложить двум последним типам учеников:

  • свою методику экспресс подготовки к ЕГЭ.
  • спонтанные объяснения приемов решения типовых задач по мере поступления от ученика вопросов по ним (без общих описаний алгоритмов).
  • методику «опережающих домашних заданий». Вы можете прочесть о ней по ссылке. Здесь отметим только то, что она требует от репетитора по математике очень точного планирования цикла занятий и определенной ответственности и организационной четкости работы ученика. Не в каждом случае это реализуемо.

Репетитор по математике, Колпаков А.Н.

Страницы: Назад 1 2

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий