Запоминание таблицы значений тригонометрических функций — актуальная тема не только для старшеклассников, но и для самих учителей и репетиторов по математике, которые часто не могут правильно расставить акценты на особенностях таблицы и тем самым вносят дополнительные препятствия для ее использования. Чего только я не насмотрелся в тетрадях учеников за годы моей практики. Такое впечатление, что сами учителя и репетиторы не знают, как лучше действовать. Кто-то предлагает отдельные таблицы для прямых и отдельно для обратных тригонометрических функций. Кто-то предлагает тригонометр, записи с неудобным представлением самих значений функций и используют, например, вместо числа выбивающегося из общего правила
. По моей статистике примерно
детей не могут самостоятельно отследить закономерности математических формул и свойств, упрощающие запоминание. Школьные преподаватели не всегда обращают на них внимание и часто именно репетитор по математике открывает ребенку глаза на очевидное.
Что должен делать репетитор по математике?
Я запускаю на занятие некоего помощника – навигатора, позволяющего облегчить ученику запоминание важной для практического решения задач информации. Продумываются сопроводительные подсказки в теоретических шпаргалках, при которых:
- максимально широкий охват сведений обеспечивается минимальным объемом записей.
- информацию можно будет получать при помощи неких выявленных особенностей и закономерностей в поведении чисел
Как этот принцип применить к запоминанию таблицы значений?
1) Репетитору по математике следует провести своего рода экскурсию по таблице и рассказать о ее особенностях. Важно заметить, что для перевода углов из градусов в радианы, достаточно вспомнить о том, какой у этих радианов должен получиться знаменатель. это
, а
это
.Если у ребенка хотя бы немножко работает ассоциативная память, то он будет помнить, что в «радианных знаменателях» располагаются только числа
и 6. Они же стоят в разряде десятков соответствующей им градусной меры. Только тройка соответствует шестерке, шестерка тройке, а четверка (промежуточная цифра) при переходе к
сохраняется. Я говорю так — тройка меняется на шестерку, шестерку на тройку, а четверка замирает и остается первой цифрой градусной меры угла
.
При переводе можно заметить, что данный угол 5 раз больше чем
. Тогда, умножая радианы для
на 5, получаем
.
Значения синусов и косинусов для основных углов лучше всего по таблице не смотреть, а вспомнить определение для их функций через тригонометрический круг.
Модули значений функций углов больших cимметричны значениям для углов до
. Надо только учесть отрицательные знаки косинуса, тангенса и котангенса во второй четверти.
Репетитору по математике остается выучить с учеником главную часть таблицы. И здесь есть красивые закономерности. Если репетитор дал ученику для тригонометрической таблицы числа , то можно заметить, что если мы представим
в виде
, то получим единую структуру дробей и заучивать придется числа
и
. В этот момент ученику станет просто смешно и удивительно: почему он раньше не видел таких закономерностей.
Осталось запомнить порядок. Так как синус в первой четверти возрастает, то большему углу соответствует большее число под корнем. Я говорю так : большему углу — больший синус. Слабому ученику я многократно повторяю: синус работает в прямом порядке : большему большее, а меньшему меньшее. Это повторение слов, как правило, откладывается в его голове.
Легко понять. что с косинусом все наоборот: меньшему углу — больший косинус. Тоже самое выявляется у тангенсов, и котангенсов.
В таблицу значений тангенсов репетитору по математике необходимо записать числа без выбивающегося числа , а именно так:
,
и
. Тогда помимо соответствия меньшему — меньшее, а большему — большее тангенсы будут образованы всеми различными комбинациями действий деления чисел: 1 и
. После таких аналогий 90-95 процентов учеников репетитора по математике не ошибаются в табличных значениях.
Вычисление арксинусов, арккосинусов, арктангенсов...
1. слово арксинус трудно и долго произносимое. Я намеренно проглатываю в некоторых ситуациях слово «синус» и говорю, например, так: для нахождения арка, требуется... Школьники понимают, о чем идет речь, а репетитор по математике при этом может акцентировать внимание на чем-то более важном.
2. В таблице, которую вы видите ниже, специально выделена область красным цветом. Она используется для нахождения арков.
Если табличное число в нее попадает — ученик смотрит на верхнюю строчку. Там располагается соответствующий арк этого числа. . Если он не попадает в таблицу из-за знака, то находим в ней противоположное к нему положительное число, смотрим на верхнюю строчку и добавляем минус к ответу. Например, при вычислении арксинуса числа ученик ищет аксинус от
и ставит минус у
.
Для запоминания того, какие области обведены можно указать на такую закономерность: два торчащих пальца красной зоны соответствуют тем функциям, которые четные. Зоны углов, которые ими захватываются — это равные области значений именно арккосинуса и арккотангенса. Еще одна закономерность: именно у арккосинуса и арккотангенса схожие формулы нахождения арков от отрицательных чисел. И в одной и в другой получается минус арк от противоположного положительного числа.
Колпаков А.Н. Репетитор по математике. Строгино. Москва.
{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }