Репетитор по математике в работе со слабым учеником

by Колпаков А.Н. on 23 сентября 2010

Репетитор по математике, умеющий найти подход к слабому ученику, — большая редкость среди преподавателей математики и настоящая находка для родителей, ибо далеко не каждому репетитор удается сотворить чудо и спасти «безнадежного пациента». Примерно каждого третьего репетитора занятия со слабым учеником превращается в сущий кошмар, и он отказывается от него уже через пару недель. Другая часть репетиторов работает не достаточно точно и виртуозно. Распространенной практикой репетиторов, берущихся за сложные случаи, является простой перенос всех школьных стандартов и методов ведения урока, рассчитанных для среднего ученика, на занятие со слабым. Репетитор пытается показывать решения тех же самых номеров из учебников, в том же порядке и с той же системой оформления записей в тех же тетрадях. Задаются те же самые наводящие и контрольные вопросы, на том же самом непонятном школьнику языке.

Чтобы разобраться в том, как исправить ситуацию нужно присмотреться к ученику и понять причинах резкого отставания от программы. Их может быть несколько:

1) ребенку не интересен сам предмет и, как следствие, он не мотивирован. Проявлением низкой заинтересованности в знаниях будет серьезным препятствием для внимательного слежение за объяснениями репетитора
2) ученик много пропустил или школьного объяснения ему недостаточно (или оно вообще не дается)
3) имеются какие-то проблемы с моторными функциями памяти, со скоростью обработки, запоминания и использования информации.
4) Не соответствия уровня способностей ребенка его школьной программе. За последние 5 лет участились случаи, когда дети с далеко не математическими способностями попадают в математические классы. И часто формально класс не называется математическим, но учебник, по которому в классе походят занятия — соответствует профильному уровню. К таким программам, например, относится учебник Алимова.

Самыми распространенными причинами отставания являются первая и третья. Все они приводят к резкому снижению количества решаемых задач: главному союзнику репетитора в вопросах понимании, запоминании и развитии навыков ученика.

Конкретные частные методики работы зависят не только от того, в чем причина неуспеваемости, но и от текущего школьного материала , а также от возраста ученика. Например, при ликвидации пробелов у абитуриента за 7 класс можно разбирать несколько тем на одном уроке, что для отстающего восьмиклассника недопустимо.

Есть несколько общих правил и отличий занятий с отстающим учеником. Я бы советовал репетиторам обратить на них внимание:

1) Репетитор по математике искусственно снижает скорость объяснений и темпы своей речи. Слабый ученик, как правило, значительно медленнее переваривает поступающую к нему информацию. Поэтому, ему требуется больше время на осмысление происходящего.

2) Если ребенок не может делать сразу два дела одновременно : не может, например, анализировать слуховую информацию и одновременно что-то писать (скорее всего так и произойдет), то ему нельзя что-либо говорить «под руку». Поэтому, когда ученик что-то решает, то репетитору нужно молчать как рыба, или, по крайней мере, озвучивать только то, что записывается...

3) Чаще и активнее использовать всякого рода схемы, графики, таблицы. Визуально информация быстрее и анализируется и запоминается.

4) Требуется оптимизировать работу слабого ученика так, чтобы время не тратилось впустую. Задания нужно предварительно отбирать и подавать на отдельном листочке, в нужной последовательности, с готовыми рисунками, элементами решений, начал, концовок, пропусками...

5) Методика «подведения под правило» через наводящие вопросы в работе со слабым учеником малоэффективна. Все решения, свойства и приемы следует подавать в готовом виде, коротко и в большом количестве. Кружить с учеником вокруг какого-либо открытия не нужно. Репетитор по математике их же задать и их же спросить.

6) Обязательно вести с учеником теоретическую тетрадь, а те свойства и теоремы, который репетитор запланировал вспомнить на самом занятии, лучше выписать на отдельном листочке и положить его перед глазами ученика.

7) Перед тем, как репетитору по математике начинать объяснять задачу, обязательно нужно дать ребенку дополнительное время на запоминание условия (особенно это относится к геометрии). Потратьте на условие 1-2 минуты, а по истечению времени закройте рукой «дано» и попросить его пересказать. Основная причина незавершенных решений в том, что в процессе размышлений с длинной задачей (2-3 операции в одной это уже долго), из памяти банально пропадают условие и вопрос. Ребенок просто забывает, что он ищет для ответа.

8) Говорить нужно четко, точно, кратко, расставляя паузы для осмысления. Когда человек что-то произносит (в данном случае репетитор), то понимание сказанного самим автором текста происходит моментально или даже до произнесения текста. Заблуждаются те репетиторы, кто думает, что их пояснения (даже если они кажутся очевидными) в тот же момент дойдут до сознания ребенка.

9) Слабый ученик требует гораздо больших временных по подготовке и физических затрат на проведения, чем сильный ученик.

10) Проблема : с одной стороны приходится давать много простых и очевидный пояснений, а с другой стороны чем больше будет сказан информации, тем труднее она удерживается в памяти. Для слабого ученика этот запас, обычно, крайне мал и талант репетитора по математике здесь, в первую очередь, заключается в способности нащупать этот предел и исключить из списка упражнений те задачи по математике, которые выходят за его границы.

11) Чаще использовать устные формы работы. Вопросы по теории, по формулировкам терем и свойствам. Желательно, чтобы от урока к уроку не повторялось одно и тоже. Даже если в школе классе топчется на одном месте, можно найти задачи на текущий материал, но в который есть какие то изменения, Или те же самые понятия, свойства, алгоритмы работают с другим объектами.

Колпаков Александр Николаевич. Репетитор по математике.

Хочется еще раз остановиться на запоминании учеником условия решаемой с репетитором по математике задачи.
Время на запоминание условия нужно выделять каждому, но для слабого школьника временные границы нужно раздвигать значительно. В рамках изучения геометрии нужно учить читать рисунок: выделять из него объекты, снимать с него какие-то их части, мешающие распознать картинку связанную с применяемой теоремой...

Проблема решения задач у большинства слабых детей их них заключается в том, что они не могут охватить и удержать в памяти все, чем необходимо пользоватьсяю. У памяти имеется весьма небольшой запас для хранения информации, и как только задача начинает требовать анализа большого потока информации, данные условия и промежуточные результаты «вываливаются» из головы. В результате ребенок запутывается и понимание уходит. Если время на запоминание условия потрачено не будет, это проявится уже на старте решения.

Полезно озвучивать мысли ученика, которые неизбежно возникают у него в виде команд, сопровождающих процесс ознакомления с чем-то новым. Я говорю : посмотри на треугольник. На нем изображена биссектриса, она обозначена AN. Ее свойства нужно обязательно использовать. Она делит угол пополам. Также на рисунке есть равнобедренный треугольник. Надо попытаться использовать какое-нибудь его свойство.

Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике.

{ 1 комментарий… прочтите его или напишите еще один }

Виктория 29 февраля, 2016 в 12:05

Александр Николаевич, спасибо, полностью согласна. Полезная статья.

Оставьте комментарий