О выборе стратегии занятий репетитором по математике

by Колпаков А.Н. on 28 сентября 2010

9) Обучать ли оформлению решений, искусству формулировать свои мысли и делать выводы.

Да, безусловно! Оформление решения — важнейший компонент для запоминания. Ребенок включает зрительную и двигательную память одновременно и, кроме того, учится излагать свои мысли так, чтобы его понимали другие. Обученный таким образом ученик не растеряется при ответе у доски.

10) Заставлять ли ребенка комментировать то, что он делает? Или решать молча?

Нельзя ответить однозначно. В прошлом году у меня занимался ученик из экстерната, который при включении «транслятора» допускал такое количество ошибок, что от исходного примера ничего не оставалось. Объект изменялся до неузнаваемости. Когда наш мозг занимается контролем сразу нескольких действий, то ресурсы оперативной памяти и управления этими процессами динамически распределяются на две зоны, снижая ведите эксперимент : попробуйте и жевать и писать одновременно. А затем остановите ваши челюсти и сконцентрируйтесь только на письме. Скорость письма при этом заметно увеличится. У всех людей снижение скорости и потеря внимания происходит с разной степенью и при разных действиях. Если ребенок не допускает ошибок, одновременно записывая и разговаривая, то комментарии пойдут на пользу.

11) Комментировать ли самому репетитору то, что он пишет, или то, что пишет в данный момент ученик?
Это допустимо. Главное, чтобы репетитор по математике своими подсказками не мешал ученику думать и не отвлекал его в самый ответственный момент. Репетитор должен чувствовать ситуацию. Не стоит задавать какие-либо вопросы по ходу оформления учеником решения задачи и не нужно транслировать длинные формулировки теорем. Лучше всего озвучивать короткие опорные фразы подчеркивающие основные особенности работы изучаемого алгоритма , например «сокращаем дроби на множители», или в формулах приведения «четверть, знак, смена функции», «решаем квадратное неравенство через график квадратичной функции», «решаем линейное уравнение: переносом иксов влево, а чисел право» и т.д.

12) Заниматься ли формированием только тех навыков, котороые для которых есть необходимые способности. Рассматривать ли тем, что трудно дается ученику?

Сложно ответить. В любом случае надо сначала сформировать то, что сделать проще всего. Сложным алгоритмам нужно отвести отдельное занятие и продумать все этапы объяснений до мелочей. Если несколько попыток пройдут неудачнно, нужно уменьшать степень сложности. Первые уроки с новым учеником могут уйти именно на определение «потолка» возможностей ученика.

13) Как часто надо заниматься повторением?

Чем чаще, тем лучше. Надо понимать, что именно хорошая память ребенка и скорость выполнения им мелких операций облегчает работу репетитора по математике. Если нет времени на отдельное повторение изученных ранее тем, то использование предыдущего материала репетитор по математике должен заложить в задачи по текущей теме. Читайте мою статью ОПТИМИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

14) В каком объеме давать домашние задания?

Это зависит от степени загруженности ученика и от того, как быстро он забывает пройденное. Некоторым нужно решить один — два примера и через неделю они решаться без ошибок, а некоторым нужно решить 10 таких примеров и только тогда информация об алгоритме решения отложится в голове. Также чем больше будет решено задач самостоятельно, тем больше вероятность появления у ребенка вопросов по существу материала.

15) Сколько времени уделить алгебре, а сколько геометрии?

Тоже нельзя ответить однозначно. Геометрия сложнее для большинства детей. Поэтому, в среднем, для ее понимания и запоминания потребуется больше времени (особенно в 8-ом классе). Если в работе с конкретным учеником репетитор по математике тратит на геометрию все имеющееся в его распоряжении время, то надо или обсудить с родителями вопрос об увеличении частоты занятий или переключиться на алгебру.

16) Заниматься ли попеременно то алгеброй, то геометрией на одном занятии?

Я бы советовал не переключаться внутри занятия с одного предмета на другой. Максимум что можно делать — устраивать опросы по формулировкам теорем и записям формул в конце занятия.

Если касаться вопроса помощи именно профессионального репетитора по математике по сравнению с репетитором по совместительству или школьным преподавателем, то стоить отметить, что он имеет куда больше возможностей выдерживать запланированный график и характер занятий в течение года и более, поскольку не отвлечен от ребенка школьными делами. Результаты прошлых занятий находятся постоянно под контролем и не вылетают из головы после проверки полсотни тетрадей других учеников.

Колпаков А.Н. Репетитор по математике.

Страницы: Назад 1 2 3

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий