О стоимости услуг репетиторов по математике

by Колпаков А.Н. on 6 октября 2010

Сколько может стоить репетитор по математике? Вопрос, который волнует многих родителей, находящихся в процессе поиска подходящего преподавателя. Зачастую цена на уроки является решающим аргументом в пользу выбора того или иного репетитора. От того, насколько дорого репетитор по математике обойдется семейному бюджету, часто зависит само решение о том, приглашать ли репетитора вообще или справляться с проблемами обучения математики своими силами.

Желание найти вариант подешевле возникает у широкого круга родителей, однако если спросить даже у самых экономных из них: «каким вы хотите видеть качество репетиторских услуг?», то ответ можно предсказать заранее: «высоким». Конечно, каждый из нас хочет покупать в магазине хорошие и недорогие товары, обслуживаться качественно и по минимальной цене, однако далеко не все понимают какой труд за этим качеством стоит, сколько времени, сил и знаний в него вкладывается. К сожалению, многие считают, что они могут платить репетитору «3 копейки» и требовать от него каких-то результатов.

Разброс цен в Интернете на репетиторские услуги по математике достаточно приличный. За стандарт в 1,5-2 часа один репетитор может попросить 800руб, а другой 3000 — 4000р. Попытаюсь объяснить, в чем разница между дешевым занятием и дорогим.

Формально вы платите за время. Но ваше представление о том, что оно тратится правильно и с максимально пользой для результата может так и остаться вашим представлением. Опуская не очень понятные большинству читателей примеры математических и методических ошибок преподавания, можно поделиться примерами (рассказанными мне учениками и родителями) крайних проявлений откровенной халтуры. На моей памяти несколько случаев, когда репетиторы по математике превращали свои занятия в форму досуга. Приходили как в гости к знакомым, что-то объясняли за 5-10 минут, и отпускали учеников в «свободное плавание» по наугад выбранным номерам из учебника. Сами между тем занимались своими делами или превращали остаток урока в обсуждение каких угодно тем, только не учебных. Рассказывали о том, как и где они учились, куда ездили летом отдыхать, какую программу вчера смотрели по телевизору и так далее. Трижды мне рассказывали, что дети засыпали у репетиторов по математике на занятиях, а один раз довелось услышать историю о том, как заснул на уроке сам репетитор. Трудно себе такое представить, но это факт. Этот репетитор по совместительству работал в школе и видимо сильно уставал.

Вопрос о стоимости уроков это, прежде всего, вопрос об их качестве и уровне мастерства самого репетитора по математике. Заниматься можно по-разному и результаты иметь тоже разные. В этом смысле репетитор репетитору рознь. У каждого свои правила работы, свой уровень знаний, свои подходы к подбору упражнений и общей стратегии действий, свои методики объяснений, своя степень заинтересованности и ответственности за результат. Урок по одной и той же теме у одного репетитора по математике проходит так, что он запоминаются на год вперед и дает положительный эффект в самое ближайшее время, а другой потратит часы впустую, высиживая время, занимаясь вяло и неинтересно, с многочисленными методическими или даже математическими ошибками, объясняя путано и бессистемно.

При таких раскладах ребенок мало чего на занятиях вообще понимает или не получает никакой полезной нагрузки для запоминания. Напротив, на хорошем занятии репетитор выжимает из отведенного времени максимум, Решается много задач, и не просто каких попало, а специально подобранных под способности и текущие знания конкретного ученика, На занятии повторяется не одна какая то теорема или прием решения, а целый их спектр.

За 18 лет общения с учениками, удалось собрать огромное количество примеров дешевых занятий с далеко не лучшим уровнем репетиторской работы преподавателей. Хороших результатов репетитор математике добивается примерно в 20% случаев. Об этом же свидетельствует гигантская разница между количеством заказов на различных репетиторских сайтах и количеством реально полученных положительных отзывов. В чем причина? Их несколько:

1) Низкая квалификация репетиторов. Большая часть из них не имеет к преподаванию ни какого профессионального отношения. Огромное количество технарей и физиков-лириков берется за математику, не представляя себе, как устроены школьные программы по этому предмету, что, когда и как надо рассказывать детям, как донести трудную тему слабому ученику. В Интернет выползли все кому не лень, провозгласив себя преподавателями без соответствующих психолого-педагогической практики и физиологических знаний.

2) Работа репетитора по математике с учеником по совместительству. Как следствие, этого — нехватка времени. Чаще всего такое происходит со школьными учителями, которые обычно работают с какой-то одной-двумя параллелями (например 8-е и 11-е классы), а берут со стороны учеников из других возрастных групп. При работе сразу с несколькими учениками школьному репетитору по математике приходится держать в голове не только информацию о программах этих двух параллелей, но и обо всех школьных программах своих отдельных учеников. А учебников и программ сейчас огромное количество. Если школьный репетитор по математике находится «в теме» 8-х и 11-х классов и ни на что другое серьезно не отвлекается, то есть все возможности грамотно организовать учебный процесс. А когда у него индивидуально 5-й класс, два шестиклассника (обучающихся по разным учебникам Петерсона и Виленкина), 10-й класс математической школы и еще парочка подготовок к ЕГЭ с разными целями по баллам, то тут уже не разорвешься. Даже очень талантливый репетитор что-нибудь да упустит.

3) Низкая стоимость уроков большинства репетиторов. Отчасти она является следствием высокой конкуренции. Репетитору приходится снижать цену согласно законам рынка, но это снижение часто влечет за собой снижение качества работы. Репетитор, который не заинтересован финансово, не станет утруждать себя ученическими проблемами и учитывать их при подготовке материалов для занятий. Они просто заполняются тем же самым содержанием, что и школьные. Так, как следует работать хорошему репетитору по математике, не работает и 30% всех преподавателей. Планы на каждый урок составляются не всегда. Задачи подбираются на ходу.

Хороший урок может и должен обеспечивать максимально высокую плотность решаемых задач на конкретных способностях и знаниях. И не просто количественно, а качественно подобранных: максимально разнообразных, с учетом допущенных учеником ошибок, способностей, степени утомляемости и усидчивости, скорости решения задач и скорости запоминания новой информации, объема памяти. Это непросто. Те упражнения, которые предложены в учебниках для закрепления материала, могут не соответствовать уровню математического развития ребенка. Приходится отбирать или составлять задачи специально под ученика. И не одну, а несколько таких и следить за порядком их расположения как в программе, так и в планах урока с учетом возраста. Например, для слабого 6-7 классника нельзя решать сложные задачи в конце занятия, так как маленькие ученики устают быстрее. Также их нельзя предлагать и в самом начале, так как без повторения тех или иных формул и свойств, которые используются в задачах понимание затрудняется.

Расчет последовательности задач весьма хлопотное занятие и репетитор по математике, понимающий какой объем работы придется проделать берет обычно за урок больше чем другие репетиторы.

Без хорошего знания специфики построения учебников алгебры и геометрии и без учета всех промахов ученика на предыдущих занятиях, репетитор по математике, скорее всего, не сможет получить тот результат, который ждут от него родители. Проблема заключается в том, что выбранный репетитором порядок движения по темам, в которых есть пробелы, как правило, отличается от того, который предложен учебником (по разным причинам), поэтому и система упражнений должна поменяться. Неаккуратность при ее подборе может привести к необходимости использования во время решения задач методов или чисел, которые ребенок еще не проходил. Причем выявить такие моменты по внешнему виду самого упражнения не всегда удается и если репетитор по математике ответственно подходит к своей работе, то ему придется решать накануне занятия все то, что используется на уроке. Это в идеале, но на практике эта делается не всегда.

От некоторых репетиторов можно услышать примерно следующее: «Зачем мне самому это решать? Я и так смогу все показать на занятии без подготовки». Если репетитор по математике делает такие заяления, то это наводит на грустные мысли о том, что он или может попасть на использовании какой-нибудь темы, не изученной учеником. Например, при подготовке к ЕГЭ по математике в решении уравнения \sqrt{x+7+4\sqrt{x+3}}-\sqrt{x+4-2\sqrt{x+3}}=3 метододом выделения полного квадрата и последующей замены переменной в ответе появляется целый промежуток. Обратный переход в этом случае к исходной переменной сопровождается решением уже иррационального неравенства \sqrt{x+3} \geqslant 1 , которое практически любой репетитор по математике проходит после «Иррациональных уравнений». Можно не заметить выход на одно и тоже квадратное уравнение с отрицательным дискриминантом, на повторение одного и того же типа перехода от логарифмического неравенства к алгебраическому, на одну и ту же формулу или преобразование и. т. д.

Конечно, можно за 800рублей решить пару примеров из учебника, а потом заставить ученика разбираться в сути своих не продуманных записей. Подумайте, станет ли репетитор, которому вы мало платите заниматься какой-либо подготовительной работой? Умеет ли он это делать вообще и знает ли все последствия изменения порядка тем?

На занятии приходится очень много говорить и объяснять, порой, каждую мелочь. И здесь тоже есть разница между дешевым и дорогим уроком. Можно что-то объяснить, а можно и пропустить, понадеявшись, что задача или свойство не встретится в контрольной работе. Сэкономленное" время можно потратить на отдых. Сидеть и смотреть в окно пока ребенок мучается с каким-нибудь заданным номером из учебника. Если родители не достаточно платят репетитору, то какой путь он выберет в этот момент? Жаль, если опять схалтурит, потому что в будущем, когда потребуется понимание пропущенного, ученик не сможет переварить сразу же два смысловых участка программы.

Я знаю множество случаев, когда дешевые репетиторы по математике отказывались от слабых учеников, понимая, что с ними очень тяжело работать. В этом случае родители оказываются в еще более сложной ситуации — ребенку и так сложно дается предмет, а у него еще и преподаватели меняются.

Детям иной раз нужно дублировать одно и тоже многократно, пока они, наконец, запомнят что-то на слух. Можно произнести формулировку теоремы пока ученик готовиться к оформлению решения, а можно и промолчать, наблюдая, как он возиться с рисунком. По поводу рисунка : лучше всего подавать задания на отдельных листочках с готовыми чертежами, переписанным условием, буквенным выражением, требующим упрощения (так называемые рабочие листочки), иначе около 20 % учебного времени репетитору придется «убить» с учеником на формальные бесполезные действия. Пока отроется учебник, пока перепишется упражнение. Так по крохам время и утечет. Особенно если репетитор по математике подбирает задания непосредственно во время его проведения. Нельзя так заниматься, нужно за учеником следить и наводящие вопросы продумывать, нужна подготовка всех заданий, но это тяжелый труд, на который при низкой оплате урока время не тратится.

Для определенных учеников от репетитора по математике требуется филигранная техника планирования и проведения занятия. Приходится напрягаться, чтобы подобрать задачу и оформить ее так, чтобы она была понята. Дети чувствуют, с каким желанием, настроением и напором репетитор по математике относится к работе. Можно передать этот порыв ученику, а можно утратить тот, который у ученика был изначально. Хороший урок имеет, как правило, свой нерв и некий энергетический стержень, вокруг которого удерживается внимание ученика и под который подстраивается методика.

Домашние задания репетитора по математикеДомашние задания. Если вы думаете, что каждый репетитор по математике их задает, то вы глубоко ошибаетесь. Если вам кажется, что все репетиторы по математике их проверяют, то вы также ошибаетесь. Примерно 3 года назад мне позвонила мама одного ученика и при знакомстве со мной по телефону в ответ на рассказы об обязательных домашних заданиях сказала примерно так : «что особенного в том, что вы их задаете и проверяете, это все репетиторы делают». Так мы с ней ничего и не решили, а через месяц, когда у меня уже не было свободного времени, перезвонила и пожаловалась: « мы пригласили репетитора, а он действительно домашних заданий не задает». Конечно, если стоимость в два раза меньше.

Над домашними заданиями нужно отдельно работать. Заранее планировать ее и включать в процесс подготовки упражнений на сам урок, ибо решаемое дома должно соответствовать решенному на уроке. На лишний расход времени, на который репетитор по математике идет неохотно. Проверка тоже напрягает. Куда проще не связываться ни с каким анализом ошибок и без всякого их влияния на подбор задач, вести урок как обычно с одним и тем же стандартных набором номеров из учебника.

Договариваясь на низкую стоимость урока надо четко представлять себе, что из этого может получиться. С большой вероятностью качество занятий вас не строит. Может быть, если ученик сильный, то ему хватит и простеньких занятий-консультаций. Но оптимального развития, которое он мог бы получить на реальных репетиторских уроках они не дадут. Профессиональный репетитор, опытный репетитор по математике, зная сколько трудов приходится вкладывать в ученика, никогда не согласиться на демпинг, иначе он перестанет уважать свой труд.

Если репетитор по математике предлагает вам дешевые занятия, знайте, что, скорее всего, он не понимает, как нужно преподавать математику, с какими трудностями, возможно, придется столкнуться и какие временные и физические затраты потребуются для получения хорошего результата. Чаще всего это происходит со студентами.

Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий