Репетитор по математике о режиме занятий «раз в неделю»

by Колпаков А.Н. on 1 января 2011

Если сегодня собрать информацию о том, с какой периодичностью работают репетиторы по математике в Москве, то, на первое место, по всей видимости, попадет график занятий «раз в неделю». Я все чаще слышу от знакомых мне репетиторов о такой форме сотрудничества, и эта информация совпадает с моими собственными статистическими наблюдениями. Причем не только от тех, кто приходит на мои занятия. Мне регулярно звонят и просят помочь подобрать репетитора. И не только по математике. Независимо от того, кто именно нужен: профессиональный репетитор по математике, репетитор — преподаватель ВУЗа, репетитор по математики — студент или школьный преподаватель — репетитор по совместительству, большинство родителей на вопрос «как часто вы хотели бы заниматься», отвечают о готовности выделить только 1,5 – 2 часа в неделю. Причем очень часто этот график выбирают даже для подготовки к ЕГЭ или ГИА.

У меня за последние 3 года доля редких занятий увеличилась с 20% до 50 %. Как ни странно, желание заниматься именно так в 85% случаев не связана с отсутствием средств на оплату репетиторского труда. И какой репетитор математики с учеником работает, тоже не играет роли. Профессиональный репетитор или дилетант. Чаще всего приходится слышать жалобы родителей на недостаток свободного времени. На втором месте идет низкая мотивация учеников, нежелание трудиться, лень и непонимание того, каким путем можно добиться получения математических знаний.

К сожалению, есть определенная категория родителей, которые не задумываются о проблемах преподавания вообще и об особенностях занятий с репетитором по математике в частности. Как ребенок должен изучать математику они не знают. Насколько трудна программа – тоже. Вызов преподавателя на дом расценивается ими часто как средство для подстраховки, некая дополнительная форма занятости ребенка, а не как что-то заменяющее школу и улучшающее качество знаний. Однако требования к репетитору все равно остаются высокие. Двойка в четверти? Виноват не школьный преподаватель математики, а виноват репетитор. Давайте его поменяем. Когда начинаешь расспрашивать, в какие условия этот репетитор по математике был поставлен и как вы занимались, выясняется, что занятий то было всего то ничего. Откуда тогда возьмется результат? Ребенок не взрослый человек, ему не подходит режим консультаций.

Давно хотел сесть и написать для родителей о том, что они могут получить от репетитора , договариваясь о редких занятий. Я всегда стремился предоставлять репетиторские услуги самого высокого уровня, однако в определенных ситуациях это стремление не значит ровным счетом ничего. Поэтому, я очень надеюсь, что мои аргументы будут услышаны и тем самым в популярность режима «раза в неделю» будет снижена.

1. Занятия по математике с репетитором должны иметь четкий и плотный график. Преподаватель — не волшебник. По взмаху волшебной палочки и за несколько занятия по математике не появятся!

Ребенку нужен плотный график работы и тотальный контроль. Программа по математике очень объемная, а знания не приходят в одно мгновение. Так их можно только растерять. Память человека, особенно ребенка, крайне неустойчива, а главным фактором воздействия на нее является время. Только упорные и долгие занятия репетитора по математике способны привести к значительному прогрессу. Ребенка нужно поставить в режим каждодневной работы. Ваш ученик сможет так работать самостоятельно? Сможет ли сам себя так организовать, чтобы регулярно решать задачи? Нет? Тогда ему нужен тотальный контроль в лице репетиторских уроков. Другого выхода просто не существует.

2. Редкие или не постоянные занятия усложняют работу репетитора!

Режим «раз в неделю» ставит перед репетитором по математике дополнительные сложности. Часто ученики приходят с какими-то проблемами, о которых репетитору нужно постоянно думать, а для этого необходимо как минимум держать в голове. Некоторые преподаватели заводят для учеников отдельные папки (я тоже это практикую), но не все в них запишешь. Главное приходится запоминать. Какие-то важные особенности знаний, работоспособности, внимания, памяти. У большинства репетиторов математики не один — два ученика и уменьшая частоту встреч, вы снижаете долю внимания именно к вам. Представляете себе, какими способностями должен обладать ваш репетитор по математике, чтобы помнить в течение недели все ошибки, допущенные ребенком на прошлом занятии.

3. Не забывайте о возможных отменах индивидуальных уроков.
Почему-то многие родители не осознают опасность пропусков. Любой из них может обернуться, как минимум, дополнительной головной болю для самого репетитора, а как максимум – катастрофой. Если вы думаете, что график «раз в неделю» будет четко выдерживаться – вы сильно ошибаетесь. Всегда найдутся какие-то причины для отмены или переноса урока. Ребенок может заболеть, может заболеть репетитор, если мы привозите ребенка к репетитору по математике сами, – уже ваша болезнь (или занятость) может сорвать занятие. Репетитор может застрять в пробке и придется сокращать время урока. О каком качестве репетиторских услуг может в этом случае идти речь, когда столько разных препятствий?!

Если вы встречаетесь с репетитором «раз в неделю», и всего лишь одно занятие отменяется – из графика выпадает уже целых 2 недели. ДВЕ НЕДЕЛИ!!!!. Простая математика-арифметика. Родители начинают это понимать только после случившейся отмены, когда ребенок кое-как занимаясь самостоятельно получает неудовлетворительную оценку. За время пропуска школьный преподаватель успевает убежать с классом на 3-4 темы вперед. Это настоящая головная боль для репетитора по математике. Опять приходится догонять. А как это сделать, если по всем методическим правилам преподаватель не должен давать более одной темы за урок? И репетиторские занятия здесь не исключение.

4. Не стоит полагаться на перенос занятия.
Профессиональный репетитор по математике, как правило, составляет себе четкое расписание, и попытка переноса урока может превратиться в его отмену. О последствиях читайте выше. И дело здесь не только в занятости репетитора. У вашего ребенка свое учебное расписание вместе с тренировками, кружками и факультативами. И очень часто сложившийся график невозможно перестроить.

5. Репетиторкая помощь нужна не только слабому ученику.
Еще одной причиной выбора редких занятий являются способности ученика. Как думают мамы и папы? У нас не глупый ребенок, ему достаточно часа — двух в неделю. Но практика показывает, что даже сильному ученику этого бывает мало. Особенно в математическом классе с сильным школьным преподавателем. Как бы репетитор по математике не старался подбирать материала в наилучшей для запоминания форме, как бы умело задания не составлялись, все равно часть информации за неделю забудется. И это часто относится даже к текущей теме. А что говорить о давно пройденных? Редкие репетиторы оптимизируют свои занятия так, чтобы на них затрагивались как можно больше пройденных ранее алгоритмов решения задач и теорем. Ставя репетитора математики в условия длинных пропусков, вы повышаете риски того, что работа по повторению вообще проводиться не будет. А оно, как известно, — мать учения.

6.Редкие занятия могут стоить дороже.
Если репетитор по математике действительно собирается как-то противодействовать неудачному графику занятий, то это может увеличить стоимость урока, потому как сложный график требует дополнительных затрат времени на подготовку урока и филигранной техники подбора домашних упражнений. Нужно продумать и очень четко сработать на занятии. Методика работы репетитора – расчет домашнего задания по дням. В понедельник надо решить одно, во вторник другое, в среду третье…Это очень сложно. Сложно планировать такие задания. Не только физически, но и методически, потому что доля пройденного и разобранного на уроке может быть небольшой, а нагрузку между уроками нужно давать обязательно. И не просто чем попало, а содержательными заданиями, несущими определенную функцию развития, такими, которые ребенок еще и сможет выполнить без помощи репетитора. Сложности работе репетитора по математике добавляет школьная занятость, повальная неорганизованность и безответственность большинства учеников, для которых выполнять задания по четкому графику – непосильный труд.

Если ваш ребенок способен к такой организации работы – это настоящая радость и для вас и для репетитора! В пользу удорожания уроков с «разом в неделю» говорит тот факт, что репетитору по математике придется с большей плотностью давать материал, больше объяснять и говорить, больше показывать. Практически такие занятия превращаются в «моноспектакли». Репетитор решает и объясняет, а ученик в основном слушает и смотрит. Тяжело 2 часа без остановки работать языком.

Минимальные временные стандарты репетитора по математике: Если вы по каким-то причинам отказываетесь от правильного графика занятий, тогда лучше всего остановиться на каком-то одном предмете. Так и договаривайтесь с репетитором: в геометрию, например, не заглядываем. Лучше качественно пройти с ребенком часть его школьной математики, чем разбрасываться и в итоге не усвоить ни того ни этого. График раз в неделю соответствует средней программной скорости изучения математики по одному предмету. Однако, стоит отметить, что если вы с репетитором выбираете геометрию, то в случае провалов по алгебре, геометрия пострадает тоже. Некоторые приемы и объяснения репетитор просто не сможет донести до ребенка. Какой бы математический опыт и стаж репетиторсткой работы у вашего преподавателя ни был.

Перед тем, как утвердить с репетитором по математике периодичность занятий «раз в неделю», хорошенько подумайте, сможете ли вы освоить такой объемный предмет, как математика, не прикладывая к этому значительных временных затрат. Математика – это два предмета: алгебра и геометрия! Правильный график для отстающих школьников — не менее двух раз в неделю. А лучше всего — три раза. Так и результаты придут быстрее, и репетитору легче будет работать и вам спокойнее.

Удачи в изучении математики!
Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике Москва. Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий