Должен ли репетитор по математике делать с учеником его уроки?

by Колпаков А.Н. on 20 июля 2011

Представление родителей о содержании индивидуальных занятий зачастую отличается от того, какими их видит сам репетитор по математике. Это и понятно. Что обычно требуют от преподавателя? Конечно же, улучшение успеваемости в школе. При этом почти всегда ее показателем является оценка. Если не учитывать тех, кому нужна подготовка к ЕГЭ, то около 70% остальных обращений к репетитору составляю родители, жалующиеся на низкий школьный балл. При этом наибольший вес имеет формальный номинал оценки, ибо в ее объективности далеко не все разбираются. На втором месте по популярности располагается проверка или выполнение с ребенком его школьных уроков. Занятость родителей не позволяет сидеть вечерами с тетрадями, да и знаний порой не хватает. На кого переложить эту обязанность? Безусловно на репетитора по математике.

Однако, не все понимают, что содержание заданных упражнений на дом часто не соответствует индивидуальным пробелам и способностям конкретного ученика. Если репетитор по математике делает с ним уроки, то примерно половина времени может уйти на отработку тех навыков, которые не нужно отрабатывать в данный момент. При большом количестве упражнений ученик устанет и не сможет работать с более важным материалом.

Школьные учителя часто не утруждают себя подбором последовательности упражнений и задают то, что представлено в учебнике. В домашнюю работу иногда попадают последние задачи параграфов, на которые не хватило времени в классе. Как это сказывается на работе репетитора? Весьма негативно. Времени и так мало, а тут еще дополнительная зависимость от изначально неизвестных и иногда непродуманных заданий другого преподавателя. Задачи могут затрагивать непройденные с учеником темы или оказаться чрезмерно сложными.

Даже опытный репетитор по математике может просто не успеть выполнить намеченный план на урок. Даже если его изначально «поджать». Объем заданного в школе – переменная и не предсказуемая величина, значительно усложняющая репетитору его проработку. Неизвестно, зададут ли в школе вообще, а если зададут, то в каком объеме и что именно?

Формальности всегда мешают школьнику развиваться. Они отвлекают, мешают думать и запоминать информацию. Школьные д/з не исключение. Задумайтесь, сколько совершается действий, не относящихся к тренировке мышления. Пока ребенок откроет дневник и узнает что ему задано, пока найдет эти номера в учебнике (а они могут быть разбросаны по разным страницам), пока найдет и откроет школьную тетрадь (кому захочется писать дважды), пока запишет в нее «домашняя работа», пока вспомнит или спросит у репетитора какое сегодня число, – наверняка пройдет несколько минут. А если ребенок неорганизованный и медлительный?

Чистовик заставляет оформлять решение аккуратно и поэтому в большинстве работ используется замазка. Я устал с ней бороться. Ребенок допускает ошибку, тут же заливается ее толстым слоем «штукатурки» и ждет пока оно высохнет. Вы считаете минуты? А если ошибки идут потоком? Черновик, предложенный репетитором по математике не всегда спасает, ибо слабый ученик отвлекается, путает листы, забывает что-то перенести в чистовик или пишет не там, где надо. В результате ошибается и снова покрывает слоем «штукатурки». Масштабы замазанных областей иной раз поражают. Один раз видел, как была вымазана полностью вся страница.

Вот такие проблемы приносят вроде бы естественные просьбы родителей «уделить какое-то время домашней работе». Я обычно советую придерживаться следующего плана: занятие с репетитором желательно назначить на такой день, чтобы ребенку не нужно было «на завтра готовить математику». Это не всегда получается, ибо предмет основной и преподается почти каждый день. Но в запасе всегда имеются выходные, которые нужно использовать. Хотя бы один раз в неделю репетитор по математике должен иметь возможность спокойно работать по своему плану. Для двух раз второе занятие назначается на будний день. Надо иметь временной запас с момента окончания поледнего школьного урока, чтобы ребенок успевал сесть за уроки до прихода репетитора.

Для совместной работы надо оставить самые сложные номера, с которыми не удалось справиться самостоятельно. Это оптимальная форма. Если ученик не подходил к задачам, то несмотря на его возмущение, я отбираю из них наиболее интересные и сложные, удаляя из списка бестолковые или мало полезные номера.

Причмной изменения стратегии является только чрезмерная учебная нагрузка ребенка. Если каждый день проводится индивидуальный урок с каким-нибудь репетитором и много задают, то деваться некуда – придется полностью подчиниться школе. В этом случае я предупреждаю родителей о возможных последствиях больших нагрузок и минимальном эффекте своих занятий.

Если меня специально не просят — я не решаю с учеником его домашнее задание. По крайне мере целиком. Если нет пробелов — не стоит баловать ребенка и свобождать его обязанностей выполнять ту работу, которая ему поручена. Иначе он привыкнет, что кто-то ему постоянно решает. Отмечу также, что график занятий, при котором репетитор по математике опережает школу на одну тему, позволяет ученику получать необходимую подготовку дома и каких-то особых проблем в решении «домашки» обычно не возникает.

Колпаков Александр,
репетитор по математике в Москве.