Расширенная подготовка к ЕГЭ по математике: стратегия репетитора ЕГЭ

by Колпаков А.Н. on 19 сентября 2011

В будущем году школьники напишут очередной ЕГЭ. Уже четвертый по счету. Кому-то для его успешной сдачи потребуется репетитор по математике, а кто-то решит, что достаточно школьной подготовки. В любом случае придется заниматься. Но как? Обсудим тему подготовка к ЕГЭ по математике в несколько более широком диапазоне вопросов и поговорим о правильном репетиторе, планирующем занятия с прицелом на дальнейшую самостоятельную учебу своего подопечного в сильном ВУЗе.

До прихода ЕГЭ центральным звеном предэкзаменационной подготовки был разбор конкурсных задач, предлагавшихся на тех или иных вступительных экзаменах в реальности. Поскольку каждый ВУЗ, с которым работал репетитор по математике, имел значительную свободу в выборе тем, то готовиться нужно было ко всему. Это позволяло ориентировать абитуриента на широкий спектр приемов решения задач: на неравенства и уравнения (от типовые до хитрых нестандартных), на графики и вектора, на плавающие сечения и вписанные тела, на комбинацию аналитических, графических алгоритмов и др. В качестве материала подготовки к экзамену репетитором по математике использовались интегрированные задачи на применение нескольких алгоритмов и приемов одновременно. Одних только видов замен рассматривалось более двадцати штук.

В большинстве случаев репетитору удавалось получать желаемую отдачу. Школьник преображался на глазах. А что мы имеем сегодня? Репетиторы уходят от методики комплексной работы и подготовка к ЕГЭ по математике превращается в заучивание однотипных схем (даже для части «С»). Жаль, что так происходит. В прежних условиях репетитор рассматривал применение свойств функций в различных ситуациях, необходимых для понимания высшей математики. А сейчас? Где они эти графики? В части «B»? Смешно.

Конечно, репетитор мог бы заниматься полноценным развитием ученика и на уроках по подготовке к ЕГЭ. Однако это происходит не всегда. Главная причина — стандарты, не позволяющие рассматривать, например, задачу на несколько вписанных сфер в многогранник как вероятную единицу будущего экзамена. Ребенок видит, какие задания печатаются в ЕГЭ сборниках и просто отказывается решать что-то большее.

Я глубоко убежден, что на нетипичном для ЕГЭ материале, взятом из классических «старых» задачников репетитор по математике добьется лучших результатов, чем на типовых вариантах. Они богаче на факты, разнообразнее и содержательнее в формах. Решив большое количество этих задач, школьник начнет лучше понимать принципы составления большинства конкурсных примеров.

Публикации вариантов вступительных экзаменов, проведенных в прошлые годы конкретным ВУЗом давали репетитору по математике широчайшую палитру заданий, ежегодно пополняя уже имющуюся базу. Можно было не объяснять зачем рассматривается то или иное уравнение, ибо подобное могло встретиться в реальности. Разбиралось все, что попадалось на глаза.

Разнообразие вариантов стимулировало учебу и заставляло абитуриента вникать в дополнительные главы школьной математики, в нестандартные и экзотические методы решения задач. Многие мои ученики так увлекались этим процессом, что просили увеличить домашние задания. Было интересно. На каждый урок репетитор по математике приносил что-то свежее и необычное, а ученик учился самому главному: искусству рассуждать и применять знания к сложным ситуациям.

Вернемся к наиболее распространенной форме подготовки к ЕГЭ. Обычно репетитор ориентируется на весьма узкий класс задач, слепленных по шаблону демонстрационных вариантов. Аналогия с заданиями реального ЕГЭ предоставляет возможность довести до автоматизма их решения, то есть натаскать ученика. такой прагматизм репетитора математики часто обусловлен дефицитом времени на более глубокую и тонкую работу и отсутствием желания абитуриента изучать математику от А до Я. Посудите сами, кому захочется тратить время и деньги на разбор тригонометрического уравнения, которое с большой вероятностью на ЕГЭ не встретится? Стоит репетитору по математике только немного отклониться в сторону от стандартов – это воспринимается в штыки. Жаль. Сколько раз мне задавали вопрос: «Такое уравнение будет на ЕГЭ?» Причем так спрашивают не только слабые, но и средние и даже сильные абитуриенты.

Как в работе репетитора используются официальные ЕГЭ материалы?
Конечно, встречаются умные родители, всецело доверяющие репетитору математики выбор программы подготовки к ЕГЭ, но заниматься не им, а детям. А дети пошли деловые и шустрые. Обложатся модными ЕГЭ брошюрами (я их называю полотенцами), выкачают из Интернета несколько официальных вариантов, напишут пару пробных ЕГЭ в школе и начнут «пилить» репетитора со всех сторон: «Зачем мне учиться строить графики функций?», «Зачем искать производную сложной функции? Этого не будет»

Преподаватели, с которыми я общаюсь, отмечают заметное увеличение спроса на услугу репетитор по высшей математике. Почему о вырос? Неужели программа «вышки» стала сложнее? Нет, все гораздо прозаичнее. Свой клад в дело деградации потенциального студента внесла прагматическая линия подготовки к ЕГЭ по математике большинства преподавателей. Репетиторы и школьные учителя озадачены главной проблемой: увеличением количества набранных баллов. Отсюда натаскивание и помощь по смс.

Математические законы живут отдельно от образовательных стандартов ЕГЭ и фантазий его разработчиков. Современный студент приходит сегодня на лекцию, не имея никакого представления об универсальной тригонометрической подстановке. Ну не вписывается она в программу подготовки к ЕГЭ по математике и поэтому не рассматривается вообще. Но в интегралах то используется. (которых в ЕГЭ и в помине нет). В результате — провал «матана» и вынужденное обращение к репетитору по высшей математике.
А это уже другая ценовая категория. И в большинстве случаев знаний студента оказывается таков, что в пору возвращаться обратно в 10 — 11 класс. Несмотря на то, что проводилась вроде бы полноценная подготовка к ЕГЭ по математике.

Надо быть мудрее и готовиться экзамену с прицелом на будущую учебу в ВУЗе. Так, чтобы потом не было мучительно больно за нерациональное использование школьного времени.

Демографическая яма и, как следствие, снижение проходного порога в средние ВУЗы дает сегодня абитуриенту возможность поступить на бюджет не с самым высоким суммарным баллом. Для математики хватает в среднем 70 очков. Поэтому, как мне кажется, репетитору не стоит увлекаться номерами С5 и особенно С6 (последний проверяет только способности) Лучше расширить спектр приемов решения задач и формул.

От качества подготовительных заданий репетитора по математике зависит доступность изучения материала первых курсов сильных в математическом плане ВУЗов. Это очень важно, ибо студент часто не успевает переваривать плотный поток лекционной информации.

В качестве примера, подтверждающего правильность стратегии классического репетитора и выбора расширенной подготовки к ЕГЭ по математике, приведу поступление одного из моих последних учеников на Мехмат МГУ. Когда я спросил, трудно ли ему учиться в столь серьезном ВУЗе, он рассказал, что ничего нового за первые полтора месяца учебы на Мехмате МГУ он не открыл. Сильно сказано. На лекциях по аналитической геометрии он откровенно скучает, ибо все основные понятия и формулы были разобраны со мной в процессе расширенной подготовки.

Заключение
Разнообразие методов позволит придать урокам особый колорит и заинтересовать ученика. Чем больше необычного, хитрого и нестандартного разбирает репетитор по математике на своих занятиях, тем большее влияние на мотивацию он окажет.

Репетитор по математике – подготовка к ЕГЭ. Александр Николаевич.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий