Зачем отличнику репетитор по математике?

by Колпаков А.Н. on 27 сентября 2011

Большинство родителей отдают ребенка на попечение репетитору по математике в запущенном состоянии, когда уже не остается никаких надежд на собственные силы. Нередко это происходит в 11 классе, когда уже сам ученик начинает задумываться о выборе ВУЗа и подготовке к ЕГЭ по математике. Обычная практика – занятия в последний год с целью подтянуться в преддверии экзамена.

Почему-то слабые ученики думают, что репетитор по математике только и делает, что объясняет элементарное таким же, как они. Сколько раз я видел удивленные лица отстающих, когда рассказывал им о достижениях того или иного сильного ровесника. В глазах читался вопрос: «Зачем репетитор по математике отличнику? Неужели пятерки недостаточно?» К сожалению, много не объяснишь, а вопросы задаются регулярно. Давайте разберемся в сути проблемы. Действительно, зачем родители тратят деньги на репетиторов?

Что сегодня представляет собой школа? Какие преподаватели математики работают с детьми? Чему и как их учат?

Я много общаюсь с родителями талантливых учеников и хорошо знаю ситуации, складывающиеся во многих школах. Почему родители отличников задумываются о репетиторе по математике? Как это не покажется странным, проблем с учебой у сильного школьника возникает не меньше, чем у отстающего. Нужно расти и развиваться, но в каком направлении и с кем? Главным тормозом развития ребенка является пресловутая система массового обучения. Программы выбираются для некой абстрактной группы учащихся, к которой ученик может не принадлежать. Какой бы вступительный (или переводной) экзамен по математике не проводился, не удается набрать совершенно одинаковых по уровню детей. Все равно кто-то будет решать задачи быстрее, а кто-то медленнее.

Преподаватель математики в школе устанавливает свою скорость решения задач, которая может принципиально отличаться от рекомендованной конкретному ученику. Поэтому получить оптимальное развитие в условиях класса практически невозможно. Приходит к репетитору по математике такой ученик и ничего кроме демонстрации скорости выполнения стандартных операций показать не может. Даешь ему сложное уравнение и понимаешь, что дополнительные приемы он не изучал.

Какие еще аргументы приводятся в пользу репетитора по математике? Безусловно, это кадры, которые, как известно, решают все. Школьные кадры. Кого только не собирают математические классы под свои знамена. Сколько раз я становился свидетелем грубейших нарушений правил преподавания из-за которых терялась связность и понимание материала. Учебники кладутся на полку, а вместо них появляются неизвестно откуда взятые списки несортированных задач. Преподаватели по математике прыгают с темы на тему без связующих тем и четкой последовательности изложения всего курса. В период подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе изучаются комплексные числа, вторая производная, методы интегрального исчисления и др.

Считается, что уж коли дети способные, то о методике обучения математике думать не нужно: можно просто брать наугад задачки из сильных книжек и задавать их на дом. Проблема роста сильного ученика огромная и если бы не грамотный репетитор по математике под рукой, то среднестатистический «силач» не смог бы раскрыться и на половину своих способностей.

Физики-теоретики из МФТИ – заслуживают особого внимания. Приведу один пример из практики моей работы репетитором. Мальчик — 10 класс, учится в математическом классе раскрученной модной школе с аббревиатурой НГШ (Новая Гуманитарная Школа)!!!! Странное сочетание, не правда ли. Ну да ладно … Прихожу к нему на урок (сентябрь месяц) и начинаю рассказывать об аксиомах, начальных теоремах стереометрии. Он меня перебивает и говорит:
— А мы никаких аксиом не изучаем.
— А что вы изучаете? – с тревогой спрашиваю я.
— Мы начали с уравнения плоскости.
— Что?????????????????????????????????????????

Открываю его школьную тетрадь и не верю своим глазам: аналитическая геометрия в полным ходом. Такого я еще не видел ни разу. Вектора, нормали, координаты и все это в начале 10 класса!!!! Никакой теоретической подводки и обоснования совершаемых операций? На что делается расчет? Долой аксиомы и теоремы: теоремы о пересечении, параллельности, перпендикулярности. Сразу лопатой по голове. Видел бы такое Атанасян. Никакие способности учеников не могу служить оправданием методического бардака. Вопрос в элементарной структуризации учебного плана. Будь я директором школы – уволил бы такого преподавателя математики моментально. А что делать родителям, если ребенок не в состоянии заняться самообразованием? Или жаловаться или нанимать репетитора по математике.

Проблема методик работы с сильным учеником – огромная. В отличие от педантичного выбора репетитора по математике родителями, учителя в математических классах часто набираются школами по принципу «лишь бы умел решать сложные задачи». То, насколько аккуратно и грамотно преподаватель математики может построить учебный процесс – интересует директоров школ в последнюю очередь. Да и как оценить качество занятий, если никто из учителей данной школы не умеет решать, например, сложные задачи с параметром? В результате детей загружают преподавателями ВУЗов, большинство из которых не имеют представления о характере работы со школьниками. Как после этого не задуматься о толковом репетиторе по математике?

Еще одна проблема: несовершенство учебников. И дело не в том, что они не предназначены для подготовки к ЕГЭ по математике, а в том, что построение многих из них лишено чувства последовательности. К примеру, учебник Алимова за 9 класс ставит тему «формулы приведения» после темы «формулы двойного угла». Получается, что определение синуса введено, но как он вычисляется для произвольных углов не ясно.

По мнению сразу нескольких знакомых мне репетиторов по математике (и я его разделяю) рекомендованные профильные учебники сложны и непонятны даже для сильного ребенка. Задачная база в них хорошо организована только в учебнике Мордковича, но в нем неудачно изложена теория. Претензии большинства репетиторов по математике относятся к учебнику Виленкина (10 класс ). Его задач к параграфам не хватает даже для работы в классе. Базовые задачи, необходимые при подготовке к ЕГЭ по математике не рассматриваются ни в одном из них. Проблема профильных учебников состоит еще и в том, что они были написаны в далекие от ЕГЭ времена. Поэтому заняться по ним целенаправленной подготовкой к ЕГЭ по математике не получается. Вот и нанимается репетитор по математике.

Каждый человек индивидуален. Нет абсолютно одинаковых людей с одинаковой скоростью мышления и поэтому для оптимального роста нужен дифференцированный индивидуальный подход. Кому как не репетитору по математике этим заниматься? Каждый человек должен трудиться в своем ритме на уровне имеющихся у него способностей. Не быстрее и не медленнее. Стоит этот уровень «задрать» — ученик запутается и «погибнет», стоит опустить – уснет.

Школьный преподаватель физически не может создать такие условий. Если уровень класса хоть немного выше уровня ученика – он будет плестись позади всех. Если, наоборот, сильный школьник учится в обычном классе — откровенно заскучает. В этом случае репетитор по математике нужен как воздух, ибо интеллектуальное развитие невозможно без должной умственной нагрузки. Многие родители к счастью это понимают и не ограничиваются только школой.

Репетитор по математике должен уметь работать на гране физических и интеллектуальных возможностей своего подопечного. А они у каждого свои. Кроме того, надо уметь еще и распределять нагрузку. Репетиторство в чем-то похоже на занятия спортом: спортсмен тренируется до усталости и еще чуть-чуть. Для дифференциации нагрузки репетитор по математике, безусловно, оказывается незаменимым помощником.

Тотальный контроль открывает репетитору математики перспективы для точной адресной помощи. Если задачи решаются быстро и легко – можно увеличить уровень их сложности. Начинайте заниматься под присмотром хорошего преподавателя с ранних лет, даже если отсутствуют проблемы с оценками. Занимайтесь много, занимайтесь больше. Даже если ваш ребенок – отличник. Всегда есть что изучить и что решить. Создайте Вашему ребенку комфортные условия для роста!!!

С уважением, Колпаков Александр. Репетитор по математике – Москва.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий