О работе репетитора при подготовке к ЕГЭ по математике. Общие аспекты

by Колпаков А.Н. on 29 сентября 2011

На сегодняшний день ЕГЭ – главный школьный экзамен, от результатов которого зависит весь дальнейший характер учебы школьника — будущего студента. Подготовка к ЕГЭ по математике — ответственное дело и, как правило, ради успешной сдачи экзамена не менее чем на 70 баллов нанимается репетитор по математике, имеюший опыт решения конкурсных задач. Это необходимо прежде всего для номеров С5 и С6. Однако необходимо понимать, что чем сложнее математика, тем труднее ученику и родителям оценивать качество занятий.

Родители в 11 классе ищут талантливого репетитора по математике, однако не всегда представляют себе, в чем этот талант должен проявляться. Стереотипы о могуществе преподавателей ВУЗа ломаются только тогда, когда репетитор проваливает с учеником пробный ЕГЭ. Почему? Одна из них — переоценки уровня способностей ученика, низкое качество построения учебного плана и непонимание того, что и как нужно объяснять школьнику. Так что же необходимо для подготовки к ЕГЭ по математике? Как репетитору работать со школьниками? Вопросы сложные. Но попробуем на них ответить.

Найти человека, умеющего «разогнать» ребенка после многолетнего школьного отставания и безделья, непросто. И дело не только в том, что на рынке присутствует огромное количество репетиторов по математике – дилетантов, которые сами с трудом справляются с конкурсными задачами и не умеют объяснять, а еще и в том, что среднего школьника чрезвычайно трудно перестроить. Вялый характер учебы в течение долгих лет совершенно неприемлем для серьезной подготовки к ЕГЭ по математике.

Если мозг школьника не привык напрягаться, то классическая система, по которой репетитор по математике обычно строит свои занятия, не срабатывает. К сожалению, многие дети не вырабатывают у себя привычку «сидеть над математикой» часами. Уроки делаются за 15-20 минут, а все остальное время проводится с друзьями. Изменить такой стиль учебы в 11 классе бывает практически невозможно. Тот репетитор по математике, которому все-таки это удается, – не репетитор, а клад.

Как репетитор по математике проверяет домашние задания?

Зачастую, даже правильно подобранные задачи для домашней работы могут оказаться невостребованными. Тяжело работать не только в случае, когда ребенок ничего не делает, но и в обратной ситуации, ибо нужно где-то изыскивать время для проверки решений. И чем ближе к экзамену – тем меньше его у репетитора. Исправить ошибки на самом уроке в 20 домашних номерах – это значит сорвать изучение новой темы (если не халтурить, а проверять основательно, разъясняя каждую ошибочку).

Оптимальным образом построить работу с учеником репетитору по математике позволяет дозированная проверка. Три-четыре номера в начале урока. Но она требует высокой периодичности занятий. Не менее 2-3 раз в неделю. Иначе не охватить и половины всего материала. Если мы говорим об интенсивной подготовке к ЕГЭ по математике, то при дозированной проверке нужен график не менее 3-4 раз в неделю. При экстремальном режиме «раз в неделю» я прошу завести две сменные тетради: одну забираю на проверку с занятия, а другая остается ученику для выполнения текущего домашнего задания. На уроке уделяется внимание только тому, что не получилось.

Объемное задание надо планировать очень осторожно даже для работоспособного ученика, так как оно неизбежно захватывает большой спектр математических фактов и алгоритмов. Если они недостаточно усвоены (или забыты), то репетитору по математике просто нечего будет проверять. А ученик при этом не получит должной умственной нагрузки. Предлагать только номера с последнего урока (при больших интервалах между занятиями) не всегда получается, ибо трудно рассчитать количество решенного совместно. Ученик может зависнуть на занятии с каким-нибудь простым примером, на который репетитор по математике выделил всего несколько минут. Надо очень хорошо изучить ученика, прежде чем планировать уроки. Держать в голове все его особенности и искать подходы. Ох, непростая эта специальность – репетитор!

Какой выход можно предложить в сложившейся ситуации? Нужно оптимизировать занятия. Например, при изучении геометрии необходимы материалы с готовыми рисунками (если их выполнение не является проблемой), а в некоторых случаях прикреплять к задачам образцы решений аналогичных номеров. Надо сделать так, чтобы ученик в случае необходимости, смог бы вспомнить или изучить план решения той или иной задачи.

Одним из показателей мастерства репетитора по математике является его способность грамотно рассчитать умственную нагрузку под конкретного ученика. Минимум однотипных задач для талантливого ребенка и максимум для самого слабого. В первом случае недопустимы числовые клоны задач, а во втором многоходовые комбинации в решениях.

Разъяснительная работа репетитора

Очень важно, какими словами и в какой момент предлагаются объяснения. Нельзя просто пересказывать записанное (как это часто делается). Записи – это некие конструкции, позволяющие облегчить выполнение логических и вычислительных операций. Не более того. Если репетитору по математике не удастся их продемонстрировать, то ученик так и не научится использовать записи. Все операции нужно описывать поэтапно. И как можно чаще напоминать о порядке действий в выражениях. Это не просто сделать, ибо их очень много.

Важно следить за объемом объяснений. Чем больше слов репетитор по математике произнесет в описании простых понятий или действий, тем больше он их усложнит. Надо использовать любой шанс отобразить информацию визуально и помнить, что усвоение элементарных понятий происходит в процессе практической работы с объектами. И если есть сложности в понимании чего-то громоздкого, нужно раскалывать объект на части и заниматься каждой из них в отдельности.

Неточность фраз репетитора может полностью дезориентировать ученика в происходящем. Разъяснительная работа – одно из самых сложных направлений в индивидуальной практике. По тому, как она проводится, можно выяснить, какой репетитор по математике приглашен: хороший или плохой. Как правило, репетиторы по математике из ВУЗов не славятся доступностью звукового сопровождения, ибо высшая школа оперирует «высокими материями» на уровне, на который школьник еще не поднялся. Чем сложнее материал и чем беднее математическая база ребенка, чем меньше у него опыта проведения вычислений и рассуждений, тем сложнее репетитору по математике подбирать описания к изучаемым процессам.

Это лишь некоторые общие аспекты работы преподавателя в условиях подготовки к ЕГЭ по математике. Я собираюсь написать о каждом типе задач ЕГЭ отдельно. Следите за публикациями.

С уважением, Александр Николаевич. Репетитор по математике — Москва. Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий