Знает ли Ваш репетитор по математике свой предмет?

by Колпаков А.Н. on 6 марта 2012

Интернет на сегодняшний день является самым эффективным и удобным средством для поиска преподавателя. Каждый мало-мальски серьезный репетитор по математике имеет в сети сразу несколько анкет, размещенных на разных сайтах. И несмотря на то, что количество предложений от репетиторов превышает количество учеников в несколько раз, очень непросто в сети найти по-настоящему хорошего репетитора по математике. Казалось бы, что может быть проще? Читаешь анкеты и выбираешь. У всех одна и та же математика: одна и та же алгебра с геометрией. Формулы и теоремы не менялись с прошлого века, программы и экзамены стандартизированные, задачи типовые. Какая разница, ведет ли предмет репетитор по математике Пупкин Лука Лукич или Теоремкин Финанс Финансович? У каждого имеется хорошее образование, связанное с математикой, достаточный опыт проведения репетиторских уроков (так по, крайней мере, написано в анкетах). Ребенок занимается, полных 1,5 — 2 часа сидит с открытой тетрадью и кажется слушает преподавателя. Но насколько полезными оказываются сами задания? Какого уровня и в каком объеме они решаются?

За ширмой анкеты грамотного и ответственного репетитора — профессионала вполне может прятаться самый настоящий дилетант или халтурщик. За этот год ко мне обратилось уже 5 человек с жалобами на приглашенных ранее репетиторов. Двое из них — обитатели широко рекламируемого крупной сайта. К сожалению, в силу известных обстоятельств репетиторство привлекает сегодня в свои ряды огромную массу случайных людей, которые мало того, что с детьми не умеют работать и не могут растолковать элементарные вещи, так еще и сами не решают задачи. И не только конкурсные с олимпиад МГУ и «С» части ЕГЭ, но порой и типовые школьные. Задумайтесь, какого уровня может быть подготовка к ЕГЭ по математике у такого репетитора?

Приведу конкретные примеры некачественной работы преподавателей, приведенные родителями за последний месяц.

Ученик Тимофей, 10 класс. Абсолютно нормальный и вменяемый школьник, адекватный и работоспособный. Несмотря на слабую базу знаний (уровень школьной двойки-тройки), обладает хорошим устойчивым вниманием. Отношу его в потенциально перспективных и обучаемых учеников. Родители сменили двух репетиторов. Первый решил, что школьные задачки не достойны его ранга и с самого начала взял курс на олимпиады. Репетитор по математике завалил бедного подростка сложнейшими олимпиадными задачами, решения которых не только не удавалось найти, но не получалось даже понять. Конечно, кому интересно возиться со слабым школьником и разжевывать ему в 10 классе элементарные вещи? Проще построить занятие с расчетом на готовые знания, а задачи решать общими методами.

Второй репетитор по математике взял хоть и нужную высоту (слава богу обошелся без олимпиадных задач), но безобразно подошел к планированию урока. На занятии решались одни задачи, а на дом задавались совершенно другие. В результате Тимофей снова оказывался в ситуации полного отсутствия самостоятельной домашней практики.

Если репетитор по математкие таким образом строит процесс обучения, значит он просто не готовится к занятиям или невнимателен к проблемам ученика. Школьный учебник не может обеспечить заданиями каждое занятие. Во многих темах задачи на конкретный навык или операцию присутствуют в ограниченном количестве, не рассчитанном на существенное отставание слабого ученика от программы (или ее опережение сильным школьником). Задачи нужно подбирать, сортировать и решать до проведения урока. Это кропотливая, тяжелая работа и часто незаметная работа, которую родители не всегда замечают и ценят. Дешевый репетитор по математике, как правило, не обременяет не себя этой рутиной.

На прошлой неделе позвонила знакомая одного моего знакомого и поведала очередную историю об уровне приглашенного преподавателя для дочери. В 11 классе проводилась подготовка к ЕГЭ по математике с требованиями высокого балла, но в один прекрасный момент выяснилось, что репетитор не имеет высшего образования и не справляется с 95% задач «С» части. Не только С4, С5 и С6, но даже и С1-С3. Хорошо еще то, что сам репетитор по математике после завершения подготовки к «В» части честно признался, что не умеет решать более сложные номера (хотя бы сэкономил родителям время и деньги). Смешно и грустно было слышать о том, как другой ученик этого же репетитора (круглый отличник), учил его решать С3 с ЕГЭ.

Меня всегда удивляли такого рода репетиторы. Не умеешь, – зачем берешься? Нет серьезного образования (хотя бы технического)– зачем обещаешь качественную подготовку к ЕГЭ по математике? Занимайся начальной школой или максимум 5 — 6 классом.

Мне рассказывали совсем вопиющие случаи, когда репетиторы математики приходили на урок выпившимы и все занятие травили анекдоты. Одна преподавательница даже заснула на индивидуальном уроке. Ужас!

P.S. Самостоятельно выбирая репетитора поинтересуйтесь об уровне задач, которые он умеет решать. Подготовка к ЕГЭ по математике без номеров С5 и С6 я еще как то допускаю, но если репетитор не способен довести конца решение обычного тригонометрического уравнения вида Sin \left (\frac{3\pi}{2} -6x \right ) - Cos3x=2 , то это говорит о его полной некомпетентности и крайне низком профессионализме. Мало-мальски серьезную подготовку к ЕГЭ с таким репетитором Вы не получите точно. Максимум на что его хватит – на однотипные штампованные задачки–искорки части «B».

Как избежать подобных ситуации? Абсолютных признаков определения качества занятий (до того, как они начнутся) не существует, но кое-что узнать можно.

Об анкетах репетиторов по математике:
В прошлом году я предложил одному преподавателю разместить свою информацию у меня на сайте. Для этого необходимо было написать текст для анкеты и прикрепить к нему свою фотографию. Никак не ожидал получить то, что получил. Присланный рекламный текст слово в слово совпадал с описанием принципов работы известного репетитора по математике Галкина Р.А, нагло скопированный с его сайта.

Анкета никогда не скажет о репетиторе и десяти процентов того, что он собой представляет, ибо у всех всё одинаковое, а иногда и ворованное. Поэтому посмотрите несколько сайтов с и выберите ту анкету, которая не похожа на остальные. В этом случае увеличивается вероятность ее оригинальности и достоверности. Авторы таких анкет креативно и серьезно подходят к работе, задумываются о каждом ее шаге.

Положительные отзывы о репетиторе
Когда вы выбираете преподавателя на основе отзывов (а они у всех всегда положительные), — обращайте внимание на то, с какими категориями учеников репетитор по математике в основном работает. Изучите в какой ситуации был получен хороший результат, в каких временных условиях и на каком экзамене. Если в отзывах о репетиторе мелькают только ученики математических классов и участники олимпиад, а подготовка к ЕГЭ по математике проводилась на исключительно профильном уровне, то вряд ли стоит приглашать этого преподавателя для работы с сильно запущенным школьником 5 — 6 класса.

Репетитор по математике тестируется Вами

Для определения уровня знаний преподавателя, можно обратится к нему со следующими вопросами и задачами.

Тест репетитора на знание школьных программ

Если репетитор по математике долго работает с учениками и имеет хорошую методическую подготовку, он без труда ответит на такой вопрос: «В каком из базовых учебников Геометрии скалярное произведение векторов определяется через произведение их длин на косинус угла между ними, а в каком через координаты (сумма произведений соответствующих координат)». Правильный ответ: в учебнике Атанасяна через длины и косинус, а в учебнике Погорелова через координаты. Спросите об этом у Вашего репетитора по математике. Если он быстро и точно ответит — значит имеет большой опыт школьной работы, если замнется — скорее всего далек от нее. Если быстро ошибется в пользу Атанасяна, то вероятно больше занят в ВУЗе.

Тест способностей к математике

Для того, чтобы выяснить уровень математических способностей репетитора можно предложить решить следующую задачу: пассажир метро, пробежав по эскалатору в направлении его движения, насчитал 20 ступенек, а в противоположном направлении 60 ступенек. Сколько ступенек имеет эскалатор, если его скорость и скорость, с которой по нему бежит пассажир вверх-вних (относительно неподвижного эскалатора), не меняются? Ответ:30 ступенек.

Задача по стереометрии
В тетраэдре имеются две пары противоположных перпендикулярных ребер. Докажите, что два последних ребра тоже перпендикулярны.

С уважением, А.Н. Колпаков, репетитор по математике. Москва. Строгино.

{ 2 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Александра 20 мая, 2012 в 23:22

Уважаемый А.Н.Колпаков, п. 102 учебника по геометрии Атанасяна скалярное произведение векторов выводится через длины и косинус угла, а в п.103 через координаты. А еще есть учебники Звавича,Потоскуева,Калинина, Александрова, Шарыгина.
А еще есть математика как таковая. И задача репетитора — научить ребенка если уж не любить её, то хотя бы не бояться; а если ученик сильный — помочь проложить дорогу в будущее. Для этого надо знать МАТЕМАТИКУ, а не что в каком учебнике написано.

Имею классическое университетское математическое образование. Репетирую лет 10. Работаю с абсолютно разными детьми и их родителями. Отказов и уходов еще не было

Колпаков А.Н. 21 мая, 2012 в 3:24

Если занятия проводятся не только для обучения применению ГОТОВЫХ формул или теорем и репетитор по математике аккуратно и последовательно рассматривает факты, то необходимо знать последовательность их изложения в каждом конкретном учебнике. Иначе можно попасть в неприятную ситуацию. Представьте себе, что ребенок пробует самостоятельно разобраться в теореме, ему не понятен какой-нибудь кусочек доказательства, а репетитор по математике вместо того, чтобы дополнить цепочку рассуждений в учебнике подробными комментариями ставит все ног на голову и говорит: «Это не нужно доказывать, это является определением». И будет по своему прав, ибо в другом учебнике так оно и есть. Но только кто от этого выиграет? Репетитор? Ученик же постесняется опротестовать сказанное и просто потеряет желание задавать какие-либо вопросы в будущем.

На учебник ориентируется школьный преподаватель, чьи занятия ребенок по праву считает главными. Репетитор по математике нужен в том числе и для того, чтобы улучшать его объяснения. Поэтому идти наперекор программе, на мой взгляд, просто не разумно. Определения и теоремы будут представлены в классе независимо от способа их подачи на домашних занятиях.

Принципиальной ошибкой начинающих репетиторов по математике является их стремление передать учащемуся свое видение математики, или, говоря модным нынче языком произвести полную «перезагрузку». Отсюда и проблемы. Конечно, удобнее действовать автономно, но репетитор — не единственный преподаватель у ребенка. Да, школьные учителя не всегда являют собой эталон качества, но это не дает право репетитору по математике класть кирпичи строящегося дома так, как ему этого хочется. Как минимум, нужно обращать внимание на порядок изучения теорем (введения определений), дабы не наступать на методические грабли различных противоречий.

P.S. Не очень понял, причем тут сравнение пунктов 102 и 103 ? Я говорю о смысловом порядке тем, а не о том, что есть какая-то разница на выходе в «разных математиках». В п. 103 скалярное произведение не вводится, а исследуется.

Оставьте комментарий