О поступлении в математическую школу

by Колпаков А.Н. on 16 марта 2012

Многие родители серьезно занимаются вопросами качества знаний своих детей. Для получения максимального результата рассматривается пара домашний репетитор по математике + рейтинговая школа. Ставка делается на высокий уровень коллективного преподавания в математическом классе и квалифицированную индивидуальную помощь.

В моем районе (м. Щукинская — Строгино) безусловным лидером среди математических школ является Курчатовская школа, принимающая детей в 5 класс по итогам олимпиад. Подготовка в Курчатовскую школу имеет свои особенности, о которых я уже неоднократно писал. В этой статье мне бы не хотелось описывать работу репетитора по математике с олимпиадными задачами. Рассмотрим проблемы, связанные с поступлением в сильные математические школы (с 5 класса по 9 класс) по Москве в целом.

Рейтинги математических школ

На рейтинги всегда смотрят. Как они определяются? Берутся средние показатели результатов учеников, полученные, например, на ЕГЭ по математике или ГИА по математике и сравниваются. Считается, что если школа находится в лидирующей десятке, то качество обучения математики в ней непременно высокое. На самом деле это не всегда соответствует действительности. Репетитор по математике всегда имеет уникальную возможность следить за содержанием изучаемого в классе через своих учеников. Не знаю как другие репетиторы, но я часто нахожу в работе преподавателя математического класса, какие-нибудь методические недочеты. Кажется, что курс взят верно из-за высоких баллов на ЕГЭ. Но задумайтесь о том, почему они высокие? С чего им быть низкими, в сильном то классе? В нем учатся талантливые дети, способные самостоятельно мыслить и разбираться в изучаемом материале. Их ищут и отбирают. Для этого все уважающие себя математические школы проводят весьма непростые вступительные экзамены. Они то и являются залогом хороших результатов в 11 классе по ЕГЭ. К подбору содержаний экзаменов каждая математическая школа подходит очень тщательно, ибо умный ученик “раскручивает” школу.

Переведите в обычный класс штук 15-20 Перельманов, и они покажут Вам на ЕГЭ результат, перекрывающий суммарные показатели сразу нескольких серьезных математических школ. Со способным учеником работать значительно легче и удобнее, чем со слабым. Это понимает каждый репетитор по математике, даже начинающий. Поэтому за талантами гоняются все. И чем их больше, тем выше рейтинги. Если репетитор по математике получил способного ученика, то он скорее всего получит хорошие результаты на ЕГЭ и это благоприятно отразится на достатке репетитора. К нему потянутся другие желающие повторить успех: знакомые ученика, знакомые родителей, знакомые их знакомых. Все те, до кого дошел слух о чудотворном репетиторе. Аналогично работает “сарафанное радио” и в отношении школ, с той лишь разницей, что “слух” распространяется на всю Москву через официальные источники информации.

Случайные ученики

Иногда в сильный класс попадает средний или даже слабый ученик. Это и естественно, ибо Перельманов на всех не хватает. Возможно случайное угадывание ответов во вступительном тесте, возможен блат. В этом случае на долю московского репетитора по математике выпадает сложнейшая работа по акселерации ученика до уровня остальной части класса. В случае принятия родителями решения об индивидуальных уроках я бы советовал договориться с репетитором по математике о занятиях в летний период.

Подготовка к экзамену в математическую школу

Возникает вопрос: “Как готовиться в математическую школу? Какие темы и задачи решать?” Уровень демонстрационного варианта пугает, родители помочь чаще всего не могут. На старую школу надежд мало, ибо учителя заняты проблемами успеваемости всего класса. Остается две возможности – репетитор по математике или подготовительные курсы. Ситуация осложняется тем, что экзамен проводится не тогда, когда все учебные прграммы приходят «к общему знаменателю» (как концу 9 класса), а часто в 7 классе и 8 классе. Поэтому часть тем, которые нужны для поступления, ребенок еще не успел пройти. Все это осложняется ранними экзаменами самый разгар учебы. Большинством московских школ они проводятся в марте — апреле.

Подготовка на курсах (без репетитора)

Обычно школы сами организуют курсы подготовки к предстоящему испытанию. На них изучается тот материал, который наиболее близок к реальным заданиям. Поэтому желательно записаться на курсы. Однако и здесь репетитор по математике становится главным звеном подготовки. В силу того, что курсы принимают всех без исключения, в одну группу часто попадают учащиеся различной начальной базы, сформированной по разным учебникам 7 — 9 класса. Кто-то в 7 классе уже прошел системы линейных уравнений, а кто-то только начинает ими заниматься. В итоге половина учеников преподавателя не понимают. Начинаются проблемы, решать которые приходится домашнему репетитору по математике.

Из-за того, что курсы ориентируются главным образом на конкурсные задачи, выравнивание программ проводится весьма неаккуратно. Мой ученик сейчас в 7 классе (учебник Макарычева). Пробует поступить в сильную математическую школу. Тему “сокращение дробей” еще не проходил (8 класс по его программе). И вроде бы на курсах она объясняется. Но в домашнее задание включен всего лишь одино упражнение. Сократите дробь: \dfrac{20x^3y7}{12x^9y^4}. Куда это годится?

Подготовка с репетитором по математике

Какую помощь оказывает репетитор? Хороший преподаватель обычно изучает характер заданий, предлагаемых на подготовительных курсах. По ним определяется уровень подготовки. Именно уровень, а не с типы задач. Почему? Составители вступительных экзаменов в сильные школы во все времена ориентировались на проверку математической одаренности и смекалки ученика (помимо прямых знаний). Поэтому типовые задания обязательно будут разбавлены какими-нибудь непривычными для глаза школьника формами и «ракурсами».

К сожалению репетитор по математике не научит их исследованию ни за месяц, ни за два. Нужны развивающие задания, ставящие школьника в нестандартные “неловкие” ситуации постоянно. Причем уже с 4 — 5 класса. Только через высокую частоту соответствующих умственных нагрузок репетитор по математике может рассчитывать на выработку у ученика навыков работы с неизученным. Замечу, что даже в таких блоагоприятных условиях добиваются серьезных результатов «на выходе» далеко не все репетиторы.

О заслугах сильной школы

Заслуга сильной школы в высоких результатах на ЕГЭ по математике состоит не в том, что ее преподаватели умеют искусно объяснять трудные темы, а в том, что уровень заданий соответствует потребностям роста талантов. Заслугой же репетитора по математике является донесение сложной темы до сознания ученика.

Кадры решают все. Можно отобрать способных детей по результатам олимпиады и поставить им бездарного педагога. Надо выбирать не школу, а преподавателя. Жаль, что это невозможно. Школьный учитель – не репетитор по математике, от которого можно отказаться.

Стандарты заданий на экзамене

Почти на всех сайтах московских школ, проводящих вступительные экзамены, публикуются демоварианты будущих испытаний (как в случае с ЕГЭ по математике). Из-за отсутствия альтернативных вариантов родители принимают как образцы будущих экзаменов. Попытки расширить диапазон подготовительных задач обычно не вызывают ободрения. Почему? Родителям кажется, что репетитор по математике отклоняется от программы и решает задачи, которых не будет в реальности. Однако, не все понимают, что возможны любые корективы. И они скорее всего произойдут. Хотя бы для того, чтобы противодействовать репетиторам по математике и исключить натаскивание. Реальный вариант составляется, как правило, со значительным изменением состава задач. И чем больше конкурс, тем сильнее это отличие и выше уровень сложности всего варианта.

Колпаков. А.Н. Московский репетитор по математике в Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий