Об использовании репетитором занимательных задач по математике

by Колпаков А.Н. on 15 апреля 2012

Сегодня существует огромное количество различных учебников и задачников олимпиадного уровня, множество сайтов с базами задач. Ни один репетитор по математике не способен пересмотреть всю имеющуюся учебную литературу для составления плана на оригинальный олимпиадный урок. Особенно трудно подбирать задачи для неуправляемого и немотивированного ученика, чей интерес к предмету дальше желания получить заветную тройку не распространяется. Интересные красивые номера и в том и в другом случае оказываются на весь золота, но где же их взять в нужном количестве?

Хороший репетитор по математике часто специально составляет занимательные задания к отдельному занятию с конкретным учеником. Почему? Обычно это вызвано крайне низкой вероятностью соответствия уровня ученика содержанию разработанных комплектов стандартных пособий. Для урока в 5 — 6 классе продвинутому преподавателю проще составить занимательное (олимпиадное) задание самому, чем перебирать гору учебной литературы в поиске нужного номера. Репетитор по математике учитывает не только уровень интеллекта ученика, но и его предрасположенность к тем или иным видам деятельности, тем или иным заданиям. Основным «инструментом» придумывания оригинальных задач оказывается поиск интересного игрового материала в окружающем школьника мире: кубики, домино, спички, монеты, переправы и др.

Почему репетитор по математике использует занимательные задачи?

Прием занимательности помогает преподавателю «сдвинуть мысль» ученика с мертвой точки, преодолеть определенные стереотипы мышления, и, как следствие, дать мощный мотивационный толчок занятиям.

Конечно, придумывание занимательных задач по математике — дело тонкое, индивидуальное и не всегда благодарное в том смысле, что родители часто ждут от репетитора быстрых результатов в короткосрочной перспективе. Практические цели, как правило, преследуются чаще стратегических. Обычно нужна или подготовка к ЕГЭ по математике, или помощь при поступлении в математическую школу. Часто требуется репетитор по математике только для одного-двух занятий, решения контрольной или исправления по ней текущей отметки. Удивляет не только сам прагматизм некоторых родителей, но и то, какую роль в этом процессе они отводят репетитору по математике — маг и волшебник, палочка — выручалочка. Можно подумать, что за месяц занятий репетитор по математике успеет сотворить чудо и вчерашний двоечник сдаст ЕГЭ на высокий балл. Заявляю совершенно ответственно, что это невозможно. Какой бы репетитор по математике не пытался спасти лодыря. Если ребенок из года в год «задвигал» математику и, начиная с 5 класса, уверенно перебивался с двойки на тройку, ничего не предпринимал чтобы хоть как-то улучшить свою оценку, то не стоит думать, что репетитор по математике поможет ему в 11 классе и за две недели до экзамена научит решать логарифмические неравенства. По опыту подготовки к ЕГЭ по математике могу сказать, что меньше чем за год- полтора внести значительные изменения в качество знаний не удается.

Если же репетитору по математике передается функция управления развитием ученика и предоставляются все возможности для постоянных занятий в течение нескольких лет (желательно начиная с 5-6 класса), то применение методики занимательных задач принимает особое значение. Имеются уникальные возможности влиять на целевую направленность обучения в перспективе, мотивацию, кругозор ученика и даже на решение выбрать ту или иную профессию. Быть репетитором по математике — воспитателем, а не дрессировщиком необходимых для сдачи ЕГЭ навыков, — подлинное удовольствия для любого любящего свое дело частного преподавателя.

Можно составлять занимательные задачи как к отдельному уроку (пункту учебника), так и сразу к целой теме. Оба процесса близки по характеру, но различны по затраченному на них времени.

Нередко из одной интересной задачи рождается сразу целый букет занимательных задач. Обычно на отработку одного и того же навыка. У репетитора по математике имеется возможность соединить их вместе в один комплект, или же разбить на несколько уроков. Последнее предпочтительнее для забывчивого и немотивированного ученика.

В чем преимущество использования занимательных задач?

Занимательные задачи учат детей работать творчески, ибо не предполагают применение того или иного (многократно используемого ранее) алгоритма. Ребенок в 5 классе, получивший хороший опыт решения занимательных и нестандартных и задач, получит в будущем значительный перевес в возможностях разобраться в сложном материале по сравнению с своими неолимпиадными сверстниками.

Следует различать понятие «олимпиадная задача по математике» и «занимательная задача по математике». Первая обычно используется для отбора талантливых детей в сильную математическую школу. Второй тип задач больше подходит для поддержания интереса предмету. Поэтому уровень занимательной задач обычно оказывается несколько ниже олимпиадной. Это продиктовано тем, что прием занимательности репетитор по математике нередко использует в работе со слабым школьником 5-11 класса, учебу которого нужно постоянно стимулировать. Для такого школьника очень важно составить посильные задания, соответствующие невысокому уровню развития.

Колпаков А.Н. Репетитор по математике в Строгино. Москва.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий