Репетитор по математике — сложная профессия

by Колпаков А.Н. on 15 апреля 2012

Интересно заметить, что звание заслуженный учитель математики получить более-менее реально любому преподавателю. Были бы на то способности желание. Нужно долго и упорно работать, иметь хорошие результаты сдачи ЕГЭ, какие-нибудь собственные методические разработки, статьи. Однако звание заслуженный репетитор по математике никем официально не выдается. А ведь работа репетитора куда более сложная и напряженная, чем плановое школьное преподавание. К преподавателю может придти неподъемный и неконтактный ученик, с какими угодно тараканами в голове, отклонениями в умственном или математическом развитии, горой проблем вне учебного характера, финансовыми или временными ограничениями. Репетитор по математике вынужден учить его наравне с целеустремленными и способными детьми, принимая условия родителей как данные некой математической задачи.

В школе все прозрачно и ясно. Имеется учебный план и его надо выполнять. Для этого у преподавателя есть необходимое время, которое четко регламентировано. Если говорить о репетиторе по математике, то здесь установленные каноны и правила далеко не всегда действуют. Приходится подбирать методику не только дифференцированно, но и более оперативно. Из-за наличия пробелом репетитор по математике часто проводит занятия со полным или частичным отклонением от текущих программ. Это требуется для ликвидации пробелов.

Но и здесь нет постоянства. Приходится переключатся с темы на нему совершенно произвольно, ибо ученик может в любой момент попросить репетитора по математике подготовить его к какой-нибудь контрольной, олимпиаде или попросить объяснить школьную задачу. Хорошо, если для ее понимания имеется соответствующая подготовка. А если ее нет? Тогда репетитору не позавидуешь.

Чем ближе подготовка к ЕГЭ по математике тем сложнее понять материал и тем сложнее дать короткие объяснения производимым действиям (операциям) на словах. Если репетитор по математике переключается на формирование вычислительной и логической базы, — он может не уложиться в сроки подготовки к ЕГЭ. Получается замкнутый круг. Разорвать его, как правило, способен только настоящий профессионал своего дела — репетитор по математике с большой буквы. Но и здесь все сложно. Талантливые репетиторы тонут в потоках захлестнувших интернет предложений «случайных» преподавателей. Жаль, потому что стимулировать работу репетитора по математике со сложными учениками может только наличие определенного уровня внимания к его работе со стороны родителей, то есть высоким спросом на услуги.

Для того, чтобы репетитор по математике не потерял чувство ученика, ему нужна продолжительная и непрерывная практика общения с отстающими школьниками с 5 класса по 11 класс включительно. Из произвольной выборки учащихся в такую категорию попадут только 20 — 25 процентов. Остальные более — менее обучаемые. И если учесть, что среднестатистический репетитор по математике набирает всего лишь 4 — 5 учеников за год, говорить о быстром совершенстве его мастерства не приходится. По крайне мере должно пройти несколько лет, чтобы начинающий репетитор по математике начал уверенно действовать в сложных учебных ситуациях.

Я сам чувствовал какую-то скованность первые 3-4 года. И это несмотря на то, что получил хорошее педагогическое образование (я закончил математический факультет МПГУ), имеющее прямое отношение к проведению уроков любого уровня. Однако навыки разрешения сложных проблем учеников пришли ко мне только спустя годы непрерывной педагогической практики.

Колпаков А.Н. Репетитор по математике. Москва. Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий