Должен ли репетитор по математике решать школьные уроки?

by Колпаков А.Н. on 12 июня 2012

Представление родителей о содержании индивидуальных занятий зачастую отличается от того, какими их видит сам репетитор по математике. Это и понятно, ведь родители хотят получить результат как можно быстрее. Отсюда стремление любыми путями использовать индивидуальную помощь для исправления текущей оценки, считая эту оценку объективным отражением состояния качества знаний.

Что обычно хотят от репетитора по математике? Конечно же, улучшения общей успеваемости. Причем цель оправдывает средства. В понятие “успевает” вкладывается не только наличие хорошей динамики самих оценок, но и формальное выполнение всех требований и заданий (в том числе и домашних) школьного учителя. Родители понимают, что ребенок должен приходить на урок с выполненными домашними упражнениями и поэтому репетитор по математике направляется ими на проверку или даже на совместное решение с учеником школьных уроков. Насколько это эффективно с точки зрения оптимизации занятий? Совместимо ли данное учебное направление с методами, которыми репетитор по математике мог бы обеспечить максимальное развитие ученика?

Несмотря на то, что программные стандарты являются главным ориентиром для репетитора в вопросах выбора общих и частных методик, я не являюсь сторонником занятий, зависимых от заданного в классе. Да, конечно, о школе нельзя забывать, но пытаться действовать теми же методами, которые привели ученика к серьезному отставанию по предмету, репетитор по математике просто не имеет права.

Почему репетитор по математике советует работать автономно?

Методики школьного преподавания зачастую не выдерживают никакой критики с точки зрения качества объяснений и заданий и нуждаются в серьезной “чистке” или доработке. И дело не в учебниках и программах, а в том, что преподнесением материала занимается вполне конкретный человек со своим видением предмета и проблем его изучения. Школьный преподаватель может работать без всякой системы, произвольно меняя порядок тем и не утруждая себя отбором номеров для домашней работы. Или, наоборот, может увлекается самой математикой и самозабвенно уходить в дебри размышлений, не обращая внимание на повальное их не понимание. Несмотря на низкие показатели успеваемости завышается уровень решаемых задач в классе. На дом задается одно, а разбирается совсем иное. В итоге ребенок не получает нужной практики ни на сложных примерах, ни на простых. Если бы не репетитор по математике – давно бы скатился до двоек. То же самое относится и к контрольным. Решается одно, а оценивается совсем другое.

Кроме того, даже правильные домашние типовые задания (по стандарту) могут не соответствовать потребностям отдельного ученика. Почему? Из -за имеющихся у него пробелов. Например, репетитор по математике поднимает с учеником тему “задачи на дроби”, а в этот момент в классе задают несколько номеров с однотипными примерами на вычисления или предлагаются текстовые задачи, но на движение или на простой пересчет. В результате, вместо того чтобы заниматься выработкой нужного навыка репетитор по математике сидит и смотрит как его подопечный весь урок закрепляет то, что уже давно закреплено. Жалко на такую работу время тратить.

Еще одна проблема в работе с Д/З — неподготовленность ученика. Когда репетитор по математике спрашивает, что именно задано, ребенок сначала пытается вспомнить номера, затем ищет дневник, открывает его (а время занятия идет), затем выясняется, что он не записал само задание, берет телефон, начинает обзванивать друзей или зовет маму. Один раз случилось так, что номера попали на единственную вырванную из учебника страницу. Пришлось мне доставать учебник (хорошо он был с собой). В итоге расходуется дополнительное время, которое еще больше снижает эффективность занятий.

Какую рекомендацию дает репетитор по математике по стратегии работы с Д/З?

1) Если ребенок не сильно загружен.
Я советую выполнять (или хотя бы просмотреть) Д/З до моего прихода. Решить (или понять что решишь) то, что знаешь, а то, что незнакомо или в чем нет уверенности – можно разобрать совместно. Практика показывает, что данная форма работы со школьным Д/З вляется для репетитора по математике самой эффективной.

2) Если ребенок перегружен.
Этот единственный повод для того, чтобы делать полностью Д/З на занятии. Приходится констатировать некоторое снижение скорости восполнения пробелов и возможные пропуски важных моментов в текущих темах (в зависимости от объема Д/З), но в случае полной занятости ученика, как правило, родители и не ставят перед репетитором по математике высоких задач. Поэтому можно спуститься и до такой работы.

Если репетитор хорошо изучил ученика.
Если родители не столь настоичивы в своей просьбе относительно выполнения Д/З на уроке и позволяют преподавателю самому выбирать методику работы (в том числе полностью отказаться от школьного задания), я рекомендую, все-таки обращать внимание на сложные номера. Репетитор по математике просит ученика заранее открыть задачи, смотрит их содержание и разбирает только те, которые согласуются с целями урока или представляют собой что-то ценное в данный учебный момент. Есть другой вариант работы — задать ученику решить его Д/З (или какую-то его часть) до прихода репетитора (в случае поздних занятий) и разобрать с ним только то, что не удалось решить.

Репетитор по математике Москва (Строгино), Александр Колпаков.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий