Репетитор по математике о работе с большими домашними заданиями

by Колпаков А.Н. on 27 июня 2012

Родители бывают разные. Некоторые полностью доверяет репетитору заботу о своем ребенке, а есть такие, кто принимает непосредственное участие в процессе обучения. Просматриваются тетради, а в некоторых случаях даже проверяется правильность решения самих задач. В отдельных случаях после каждого урока репетитор по математике подвергается настоящему допросу относительно того, как прошел урок и каковы его результаты. Такая активность далеко не всегда позитивно сказывается на эффективности занятий, ибо, во-первых, долгие разговоры только утомляют, а во-вторых, не каждая мама может оценить то, насколько правильно репетитор по математике строит систему работы с ее ребенком. Чрезмерная активность родителей иногда просто тормозит процесс. При постоянном вмешательстве в содержание уроков репетитор по математике оказывается связанным по рукам и ногам, так как не может самостоятельно принимать решения о выборе с его точки зрения верных стратегий развития ученика. Приходится проводить определенную разъяснительную работу. Иной раз родителям кажется, что репетитор по математике недостаточно точно следует правильному курсу и поэтому считают необходимым внести какие-то методические изменения. Я понимаю стремление родителей ускорить получение результата, но всегда взвешенно подхожу к поступающим от них предложениям и просьбам. Репетитор по математике, поработавших не с одним десятком учеников, лучше знает проблемы, возникающие при выборе различных методик.

За свою долгую практику мне приходилось выслушивать самые разные советы и пожелания относительно организационного и даже научного построения цикла занятий. Это вмешательство вполне естественно, ибо родители всегда переживают за качество знаний своего ребенка и понимают, что оно зависит от того, как репетитор по математике ведет ученика. Иногда работа репетитора корректируется по-настоящему дельными советами, а иногда высказываются несовместимые с некоторыми учебными принципами просьбы и пожелания. Одна из популярных тем — увеличение учебной нагрузки через большие домашние задания.. Об этом и поговорим.

Когда репетитор по математике пытается объяснить родителям суть какой-нибудь учебной или организационной проблемы, то часто слышит о мам и пап своего ученика примерно следующее: “А вы ему больше задавайте”. Как правило, идея решить проблемы простым увеличением объема заданий возникает тогда, когда родители понимают, что создают репетитору по математике неправильные временные условия работы. А именно зажимают его весьма неудачным графиком “раз в неделю”. Считается, что большая нагрузка может компенсировать и даже заменить пропуски реальных занятий. Но это мнение ошибочное. И вот почему.

1) Репетитор по математике имеет право задать только разобранное на уроке

Это аксиома преподавания. Поэтому ни в коем случае нельзя с первых же уроков загружать нового (и не до конца изученного) ученика (тем более слабого) обилием задач на разные темы. Нужна хотя бы какая-то стартовая площадка с начальной базой знаний, рассмотренных правил или теорем. На это уходит не менее 5 — 6 уроков. Большие задания неизбежно затрагивают сразу несколько тем. Если они не изучены, то и не могут быть заданы.

Нередко репетитор по математике берется за ученика с крайне низким уровнем подготовки к восприятию текущего школьного материала. Причины отставания по предмету у большинства подростков кроются или в их банальной лени, или в недостатке внимания к математике, или в недостатке общего уровня развития (низких физиологических показателях работы головного мозга). В последних двух случаях ученик медленно соображает и репетитору по математике приходится тратить дополнительное время на формирование у него необходимого минимума знаний, то есть на разжевывание элементарного. Можно ли подготовить объемное и содержательное домашнее задание с урока по азам (причем на всю неделю)? Вряд ли.

2) Низкая организация самостоятельной работы дома.
Немотивированные дети крайне неохотно выполняют любую домашнюю работу, а тем более, если приходится выдерживать недельный план в 15-20 номеров. Обычно все делается в последний день. И все то, что было усвоено с репетитором по математике на реальном уроке, — выветривается из головы.

3) Репетитор не успеет быстро проверить большое задание
Один из самых весомых аргументов против больших заданий. Любая работа ученика требует тотального контроля. Как на уроке, так и дома. Если репетитор по математике откажется от обязательной проверки того, что задавал, ученик сформирует соответствующее отношение к работе дома и просто “задвинет” ее. Я всегда подробно проверяю все решения и в случае выявления ошибок подробно на них останавливаюсь (чтобы не допускать их впредь). Качественная неспешная работа репетитора по математике предполагает детальную проверку домашних заданий на предмет выявления всех без исключения ошибок и с ростом объема Д/З этот процесс сильно затягивается. К примеру, если репетитору приносится тетрадь с 20 номерами, то на исправление ошибок и демонстрацию правильных решений иногда тратится больше половины урока. Если мы занимаемся раз в неделю, то возникает резонный вопрос : “ Как угнаться за программой?”

Для минимизации времени на проверку Д/З (в работе с определенного типа учениками) я прошу завести отдельные тетради (обычно две сменные). Одна оставляется репетитору на проверку, а во второй ученик решает свое текущее задание. Однако и здесь не удается сильно экономить время. Почему? Опять же из того, что ошибок может быть столько, то на их разъяснение репетитору по математике придется потратить уйму времени (при работе с несколькими тетрадями экономится только время на проверку и подготовку аналогичных ошибкам упражнений на дом). В результате на новую тему оставшегося времени не хватает и, как следствие, придется откладывать ее изучение еще на неделю. Поэтому я являюсь активным противником графика “раз в неделю”, особенно в сочетании с методикой больших домашних заданий (о чем постоянно напоминаю родителям).

4) Программа не стоит на месте.
Как правило, на каждом уроке репетитор по математике разбирает с учеником какую-то новую тему или разновидность типовой задачи, алгоритма (приема решения). На все требуется время. К сожалению, работа с большими домашними Д/З, как это не странно звучит, тормозит продвижение вперед. На каждый навык нужно задать и проверить. Если слабый школьник всю неделю будет решать однотипные номера, отработанные с репетитором по математике на уроке, он попросту будет топтаться на одном месте. В результате он не только не догонит программу, но еще больше отстанет от нее.

5) Исправление ошибок.
Допустим, что репетитор по математике решил задать ученику на дом пройденное в школе, но не рассмотренное на индивидуальном занятии. К чему это может привести? Если подросток неверно понимает тему или в его голове отложилась какая-то частная (мелкая) ошибка, она пройдет через все задание и еще больше укрепится в его сознании. И вместо того, чтобы вовремя ее заметить, ученик растиражирует ошибку на всю тетрадь.

Когда репетитор по математике увеличивает объем Д/З?

1) Летние занятия.
В случае занятий летом снимается проблема изучения нового материала в ногу с программой и перед репетитором по математике открываются дополнительные возможности по увеличению объема Д/З. Это пойдет только на пользу. Можно углубиться в повторение настолько, насколько требуется для понимания ближайшего материала по программе. Конечно, мало таких детей, кто соглашается на усиленную летнюю практику, но если это происходит, репетитор по математике добивается с ребенком значительного прогресса .
2) Работа с сильным учеником.
Проверка рабочей тетради такого ученика («головастика»), как правило, не требует детально изучения природы ошибок (обычно вычислительных) и формирования базы для их профилактики в будущем. Она полностью сформирована. Иногда бывает достаточно проверить только ответы. Сильный ученик способен сам найти ошибку и таким образом сократить репетитору по математике время на проверку. Головастикам достаточно указать на неверный ход рассуждений, подсказать идею решения, и они будут способны “дожать” ее до конца, а на следующий урок принесут правильное оформление номера.

Колпаков А.Н. Репетитор по математике — Москва. Строгино

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий