О поске репетиторов по математике управляющими и секретарями

by Колпаков А.Н. on 8 августа 2012

Ох, каких только запросов не встретишь в стане родителей, занимающихся поиском репетиторов по математике. С некоторыми из них у меня традиционно не складываются учебные взаимоотношения. Это большие начальники, руководители крупных компаний и организаций, генеральные директора предприятий. Почему? Все дело в своеобразном менталитете этих людей и особенностях ведения ими любых дел, в том числе касающихся получения образования. Особый стиль жизни и работы накладывает отпечаток на характер решения учебных вопросов. Руководители крупных компаний редко утруждает себя самостоятельным выполнением обязанностей по контролю за учебой своего ребенка, поручая решение учебных вопросов посторонним людям. Как правило, это даже не родственники, а ближайшие подчиненные, сотрудники — секретари или управляющие домашними делами. Они же занимаются подбором педагогов, обзванивая репетиторов по математике согласно инструкциям своих начальника. Довольно распространенная практика. Личное общение руководителя с репетитором ограничивается, как правило, обсуждением перспектив занятий и проблем ученика после первого урока.

Управляющие относятся к выбору репетиторов как закупке товаров в супермаркете по заранее составленному списку. Его задача – привести преподавателей, формально отвечающих указанным параметрам. На этом его миссия заканчивается. Отвечать на звонки таких клиентов крайне сложно. Посреднику бесполезно что-либо объяснять или рекомендовать, ибо он переживает не за ребенка, а за точность исполнения поручений. Шаг вправо, шаг влево и он уволен. Сегодня позвонил один такой служащий и сказал: «У моего руководителя сын учится в 9 классе и ему нужен репетитор по математике со знанием физики, информатики и английского языка». Я посоветовал разделить поиск, ибо велик риск нарваться не дилетанта или халтурщика. Объяснил, что нет такой специальности – преподаватель математики, физики и английского языка одновременно. Работа с математикой – это вообще отдельная тема. Многое зависит от того, как репетитор по математике сумеет справиться с огромным количеством физиологических и мотивационных проблем ученика. Кроме этого каждый школьный курс математики расставляет свои программные «граблей», которые нужно уметь обходить. Управляющий выслушал меня и сказал: «Я понимаю, но не могу отступить от инструкций. Нужен репетитор в одном лице».

За последние 3 года через меня прошло более десятка подобных заявок, и ни одна из них не стала результативной. В каждом случае от репетитора по математике требовалось что-нибудь экзотическое. Или ежедневные уроки или работа с несколькими предметами сразу. Беда в том, что родители – руководители никогда не прислушиваются ни к чьим советам и инструкциям, ибо чувствуют себя крупными специалистами в управлении работой различных отраслей и сфер деятельности. Они не умеют слушать других людей, а только и делают, что отдают распоряжения, отвечающие их видению проблемы. Поэтому надеяться на деловой контакт такого родителя с репетитором по математике не приходится.

Решение проблемы выбора репетитора генеральным директором — руководителем происходит по законам работы крупной организации. Не важно, покупаются ли акции или подбирается штат сотрудников. Ставиться задача и подбираются люди, способные ее поэтапно решать. Руководитель только отдает распоряжения. Причем сразу по всему спектру проблем. Этот же принцип применяется и к подбору репетитору по математике, от которого часто требуется знание всех близких предметов, да еще и языков. И, к сожалению, объяснить тот факт, что многопрофильный репетитор крайне редко является хорошим специалистом во всех заявленных в его анкете областях и тем более, вряд ли умеет работать с детьми, не представляется возможным.

Я понимаю, что велико желание получить сразу все и за один раз. Кроме этого одним репетитором проще управлять, чем несколькими. Можно вызвать его на ковер и получить полный отчет о ходе выполнения всех работ. Но нельзя не принимать в расчет то обстоятельство, что выбор широкопрофильного репетитора – это большие риски получить непрофессионала в какой-нибудь отдельной области (или даже во всех. Возможно, это происходит еще из-за отсутствия хорошего образования самого владельца компании (как это часто бывает), не разбирающегося в вопросах его качества. Кажется, что все репетиторы по математике равны друг другу, и можно не утруждать себя лишними заботами в решении «мелкой бытовой проблемы».

Удивляет еще одно обстоятельство: в моих анкетах на всех сайтах значится только математика. Там нет ни слова о занятиях физикой или английским языком. И, тем не мене, серьезные, казалось бы, люди продолжают беспокоить пустыми звонками. Пару раз просили прислать резюме на почту, как будто нашли мой телефон где-то на заборе.

Такое впечатление, что управляющие читают о потенциальном репетиторе по математике только первую строку (заголовок) его анкеты или, устав от сложного многозадачного поиска, обзваниваются всех репетиторов подряд в надежде, что кто-нибудь ответит: «Да, знаю и физику, и химию, и еще говорю по-английски». Не сложно представить себе качество занятий, которое будет предложено универсальным репетитором математики. Его знания, как правило, весьма поверхностные и распространяются только до определенного базового уровня. Но надо еще знать особенности школьных программ, которых существует с десяток! Иначе в классе ребенок будет учить одно (одним методом), а дома совершенно иное (другим методом). К чему это может привести? К полной «каше» в голове.

Лучший репетитор математике – это знаток своего предмета
Он видит ходы в решениях задач на несколько этапов вперед и понимает, к чему приведут те или иные замены в уравнениях или алгебраические преобразования, что ожидать от дополнительных построений в геометрии и попыток раскрыть сразу несколько модулей. Можно конечно снизить уровень решаемых задач или опуститься до проверки выполнения домашней работы, но перспектив развития от такого рода учебной деятельности будет не много.

Если родители не принимают участия в выборе репетитора по математике, это свидетельствует о том, что и текущих учебных делах они также остаются безучастными. В этом случае о серьезных уроках с репетитором можно забыть. Ребенок остается без внимания к его проблемам со стороны родителей, видит, что они заняты другими делами и просто перестает учиться.
Когда мне звонит управляющий, я уже заранее знаю, что конструктивного разговора не получится. Почему? Репетитор по математике не получает ровным счетом никакой информации о предстоящей работе. Управляющие, как правило, не в курсе учебных проблем ребенка, не знают ни истории его оценок по математике, ни целей занятий, ни программ, а только лишь выполняют техническую работу по подбору номинального репетитора. Поэтому, даже обсуждать саму возможность проведения уроков, честно говоря, не хочется.

Уважаемые руководители! Обратите внимание на методы подбора педагогов своими секретарями и управляющими. Зачастую они подходят к выполнению своих обязанностей весьма формально. Как минимум снабжайте их разумными и правильными инструкциями, по которым они имели бы право прислушиваться к советам специалистов. А еще лучше — не поленитесь самостоятельно заняться выбором репетитора по математике. Поговорите с преподавателем лично, и Вы поймете, насколько он адекватен в общении и заинтересован в качестве своих услуг. Вы ведь не стиральную машину покупаете, а планируете будущее своего ребенка. Секретарю не интересно, с кем будет заниматься Ваш ребенок, и, тем более, они не несут никакой ответственности за результаты занятий! Будьте осторожны!

P.S. К сожалению, вопросами выбора домашнего репетитора чаще всего занимаются не специалисты – преподаватели, а сами родители, часто не имеющие полного представления о проблемах и особенностях проведения занятий, о нормах и правилах организации учебного процесса. В чем-то это похоже на самолечение болезней. Жаль.

Репетитор по мтематике, Колпаков А.Н. Москва — Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий