Можно ли хорошо сдать ЕГЭ без помощи репетитора?

by Колпаков А.Н. on 16 августа 2012

Вопрос волнует и родителей, и выпускников школ. Мнение большинства преподавателей, серьезно занимающихся проблемами выпускного экзамена, сводится к тому, что подготовка к ЕГЭ без репетитора по математике – это повышенные риски недобрать заветные баллы. Да, сдать экзамен можно, но вряд ли его результаты окажутся высокими. Как правило, абитуриент решает только то, к чему его готовили, и выплывает исключительно на простых номерах. В отличие от занятий с репетитором по математике школа не занимается точной подстройкой программы и набора задач под способности конкретного школьника. Она ориентируется на средние показатели успеваемости и средние возможности. В итоге потенциал ученика часто остается не раскрытым.

Cуществует три проблемы самостоятельной подготовки к ЕГЭ:
1) Низкая учебная активность школьника, обусловленная привычкой быть кем-то обучаемым. Абитуриенты крайне редко погружаются в книги и поэтому не выполняют работу в нужном для конкурсной математике объеме. Репетиторы, как правило, следят за тем, чтобы ученик получал достаточную умственную нагрузку.
2) Низкая осведомленность относительно видов конкурсных задач. Ученик просто не знает, какими они бывают. Их спектр не имеет никаких границ и поэтому не получается рассмотреть все типы задач (даже если не ограничивать время занятия).
3) Школа дает только базовые знания и в большинстве случаев не готовит к конкурсной части ЕГЭ.

Если для написания ЕГЭ недостаточно школьной подготовки и хорошие результаты обеспечивает только репетитор по математике, то почему нельзя изменить программу Единого Государственного Экзамена или переписать под нее школьные учебники? Дело в том, что программных искажений в ЕГЭ никаких нет и те приемы решений, знание которых приводит абитуриента к успеху на любом конкурсном испытании, вполне могу быть найдены самостоятельно. Однако, для этого должны быть выполнены несколько условий. Одно из них связано с тем, насколько добросовестно выпускник учил математику все предыдущие годы. Если он при этом научился еще и самостоятельно мыслить — прекрасно. Вероятно тогда репетитор по математике ему не понадобится. Достаточно накупить гору задачников и тренироваться, перечитывая образцы решений и описания методов.

Целесообразность отказа от репетитора и замены его уроков самостоятельной подготовкой к ЕГЭ по математике зависит еще и от того, насколько потенциал ученика соответствует требуемому уровню сдачи ЕГЭ. Возможно, что набранных баллов вполне хватит и на бюджет. Но посколько заранее невозможно предстказать, как сдадут ЕГЭ конкуренты в получении заветного места в ВУЗе, подготовка к экзамену без репетитора превращается в лотерею.

Программа ЕГЭ составлена с рассчетом на то, что абитуриент без всяких дополнительных репетиторов по математике получит в школе должное развитие, позволяющее самостоятельно расширить круг учебных вопросов и довести в конечном итоге свое мастерство решать задачи до необходимого совершенства. Но так учатся единицы. Абсолютное большинство школьников упускают математику задолго до того, как они смогли бы учиться самостоятельно.

К сожалению, дети не привыкли проявлять любознательность в смежных или дополнительных темах и в лучшем случае учат только то, что им показывают. Кроме того, малейшее несоответствие школьного объяснения уровню их математической смекалки, опыту или знаниям в данный момен приводят к кратковременному «зависанию системы» и небольшому отставанию, а в совокупности лет к невосполнимому.

Даже если текущий материал понятен, для сохранения знаний к моменту подготовки и сдачи ЕГЭ по математике требуется усиленное повторение. Без репетитора школьник вынужден самостоятельно штудировать изученное, так как школьному преподавателю некогда заниматься пройденным в необходимом каждому ученику объеме. Хватает других забот (нужно не отстать от программы). И только тогда, когда все темы оказываются пройденными, запускается так называемая подготовка к ЕГЭ по математике. Что она собой представляет нам хорошо известно. Беглое и несистематизированное повторение, сводящееся к демонстрации отдельных решений сложных для ученика задач. А он настолько все забыл к началу этой подготовки, что ему бы, по-хорошему, нужно начинать с 8 — 9 классе.

Способностью плотно и систематически работать без репетитора по математике могут похвастасться единицы. Но даже им тяжело проштудировать весь материал в одиночку. Для того, чтобы перенять чужой опыт решения задач нужно иметь огромную силу воли и упорство, потому как мысли другого человека (автора того же пособия по подготовке к ЕГЭ), изложенные на бумаге, чаще всего теряют точность высказываний и требуют в несколько раз больше времени на осмысление, чем если бы их помогал перерабатывать репетитор по математике. Формат книги — не самый эффективный способ решения возникающих в процессе учебы вопросов.

Несмотря на то, что большая часть заданий на ЕГЭ рассчитана на среднего ученика, успех в его написании зависит еще и от уровня преподавания в школе. А он часто не выдерживает никакой критики. Учитель должен не только уметь объяснять темы на соответствующем классу уровне доступно и интересно, но еще и контролировать знания, консультировать по внеклассной работе. На сколько весь этот спектр функций способен выполнить один человек — вопрос большой.

Школьному преподавателю по математике, как правило, нет никакого дела до того, решат ли его ученики на ЕГЭ последние 3-4 номера. Оценка его работы выставляется только в рамках школьной оценки, то есть не далее задач С1-C2. Для бОльших достижений сами учителя рекомендуют родителям нанимать репетиторов по математике.

Актуальность поиска хорошего репетитора особенно прослеживается у той категории учеников, кто не смог или не захотел выбрать профильную школу (программу) в определенный момент своей учебы. Например, не перевелся в математический класс. В результате приходится плестись за отстающими со скоростью черепахи. Естественно, что получить высокий результат без репетитора по математике в такой ситуации окажется тяжело вдвойне.

Недобор баллов в случае отказа от дополнительной помощи — распространенное явление. Особенно обидно бывает отличнику, который прекрасно учился все 11 лет, но оказался на коммерческом отделении в одной группе с троечниками.

Нужно понимать, что если ученик полностью переложит ответственность за экзамен на своего репетитора по математике и не приложит к подготовке к ЕГЭ никаких усилий, результат будет, скорее всего, хуже того, который был бы получен самостоятельно. Высокий балл на ЕГЭ — продукт совместного труда преподавателя и ученика.

Колпаков А.Н. Профессиональный репетитор по математике. Подготовка к ЕГЭ в Москве. Строгино

{ 1 комментарий… прочтите его или напишите еще один }

Евгена 21 мая, 2014 в 13:32

Сдать ЕГЭ гораздо проще, чем традиционный устный экзамен. Для получения нескольких десятков баллов в сертификат можно лишь отгадать ответы в тестовой части А. Если хорошо развита интуиция, знаниями голову можно совсем не забивать. Части А сегодня нет только в ЕГЭ по математике, литературе и иностранным языкам. Как вариант для использовании при проведении ЕГЭ компьютерного моделирования — давать каждому выпускнику школы его личный вариант заданий (как это обычно делает хороший репетитор по математике). К такой практике постепенно переходят во всем мире, причем для любых экзаменов.

Оставьте комментарий