Как репетитор по математике «читает» ученика?

by Колпаков А.Н. on 5 сентября 2012

Индивидуальное обучение имеет несколько очевидных преимуществ по сравнению с коллективным. Одно из них – возможность контролировать школьника на всех этапах объяснения ему нового материала или решения задачи. Если репетитор по математике владеет искусством сканирования ученика и может быстро определить, понятен ли тот или иной логический переход, так или иная формула или теорема, — эффективность потраченного времени возрастает на порядок. И наоборот, неумение репетитора по математике распознать непонимание (даже мелкое) превращает работу из удовольствия в настоящую каторгу. Как научиться «читать» ученика и какие сложности обычно возникают с быстрым распознанием непонимания?

На первый взгляд может показаться, что репетитору по математике достаточно в определенный момент спросить у своего подопечного, понятно ли ему то, объяснялось минуту назад. Но ни тут то было. По моей статистике 9 из 10 учеников на вопрос: «Тебе понятно?» мгновенно отвечают: «Понятно» и довольно часто лукавят. Почему это происходит? Можно выделить три основные причины такого поведения:

1) Ребенку бывает психологически тяжело признаться репетитору по математике в том, что он «не догоняет» объяснение, ибо эти признания, как ему кажется, ставят его в положение глупца. Каждый человек инстинктивно стремится казаться умным и способным в глазах окружающих. Признавшись в непонимании репетитору математике, ученик как бы расписывается в собственном «несовершенстве» и проблемах с интеллектом. Вот он и говорит репетитору, что все ясно и понятно.

2) В голове школьника срабатывает некая защита от постороннего вмешательства в его мыслительную деятельность. В данном случае от вмешательства репетитора по математике. Ученик понимает, что если он скажет: «Мне не понятно», репетитор начнет пытать разными расспросами о том, что именно не ясно, в какой момент утерялось внимание, что помешало сосредоточиться, знает ли он необходимые для восприятия доказательства термины, формулы и свойства. Допросы еще никому не нравились. Вот ученик и закрывает от репетитора по математике дверку в мир своих мыслей на железный засов.

3) Третья причина близка ко второй. Ученик уверен, что если он произнесет: «Я не понял», то придется дополнительно напрягать мозги и совместно с репетитором пор математике разбираться в сути проблемы. Если он не может мыслить стратегически (что характерно для 5 -7 класса) и не осознает потребности детальном рассмотрении изучаемого объекта, он выберет самый простой путь и скажет репетитору «Все понятно». Ученику проще промолчать или даже солгать, чем заставить себя вкалывать.

Как репетитор по математике может «открыть» ученика?

1) Нужно расположить его к себе и раскрепостить. Неофициальная обстановка домашнего урока наилучшим образом способствует достижению такой цели. Если репетитор по математике создаст атмосферу доверия и открытости – решатся любые проблемы (было бы желание ). Важно объяснить, что в непонимании нет ничего страшного или позорного, и даже сами репетиторы по математике по ходу своей учебы в школе / ВУЗе не всегда сразу схватывали объяснения.

2) Почти всегда после ответа «Понятно» я задаю повторный вопрос: «Может быть понятно, но не до конца?» или говорю так: «Понятно или не очень?». При определенной интонации репетитора по математике довесок «не очень», срабатывает в подавляющем числе случаев и открывает ученика. Проверьте! Задайте с десяток коротких вопросов разным детям, а затем попробуйте добавить к ним простое житейское «не очень». Утвердительно – вопросительная форма позволяет репетитору по математике смягчить, если так можно выразиться, «приговор» ученику относительно уровня его понятливости. «Не очень» – воспринимается им как незначительное отставание, при котором основная масса сказанного усвоена. В психологическом плане сдвоенный вопрос значительно мягче, чем «Ты понял????!!!!», «Тебе понятно????!!!!!!!!!» и не вступает в конфликт с природными инстинктами человека, о которых говорилось выше. После того, как репетитор по математике приоткроет дверь в мир мыслей ученика, можно разворачивать полномасштабную проверку и решать проблему непонимания полностью (плавно и ненавязчиво). Ответом «на очень» ученик как-будто сам «впускает» репетитора по математике свой внутренний мир размышлений и уже не сможет закрыться повторно.

3) Кое-что могут подсказать репетитору по математике глаза ученика. Собранный целеустремленный взгляд сразу можно отличить от потерянного или рассеянного по зрачкам. Они не бегают по оболочке глаза, но и не замирают на долгое время, как при состоянии транса.

Репетитор по математике в Москве. А.Н. Колпаков. м.Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий