Зачем репетитору по математике готовиться к уроку?

by Колпаков А.Н. on 29 октября 2012

Есть мнение, что репетитор по математике совсем не обязательно должен готовиться к своим занятиям, так как школьную программу он уже не раз «прогонял» с предыдущими учениками. Безусловно, элементарная математика не представляет для сильного репетитора какую-либо сложность и, как правило, человек с хорошим физико — математическим образованием решает все школьные задачки без особых затруднений.

Казало бы, для рассматриваемой темы достаточно взять примеры и упражнения стандартного учебника математики, а для дополнительной практики использовать типовые варианты каких-нибудь дидактических сборников (они же специально для этого разрабатываются). И все бы было так, если бы уровень ученика и содержание (качество) этих материалов было соответствующим. Часто задачи, которые нужны репетитору по математике по какой-нибудь конкретной темы не согласуются с индивидуальной программой устранения пробелов. Репетитору иногда приходится пропускать несущественные мелкие темы и понятия, дабы добиться определенной цели в освоении математики. Степень запущенности и уровень способностей школьника тоже далеко не всегда отвечает стандартным упражнениям. И вот репетитор по математике кладет на стол гору учебников и начинает подбирать для занятия уникальный комплект заданий. Я в среднем готовлю так каждые 3 урока из четырех.

В начале урока надо проработать ошибки, допущенные на прошлом занятии или в домашней работе. Они могут потребовать от репетитора по математике особой подборки заданий, сочетающей в себе новый и старый материал одновременно. Рассчитывать на отработку репетитором конкретных ошибок на стандартном комплекте задач текущей темы не приходится.

Учебники рассчитываются их авторами для занятий с большей частью класса, не имеющей больших проблем с пройденным материалом. Репетитор по математике попадает в комфортные условия работы со способным учеником не часто. Приходится составлять уникальные учебные планы с наборами заданий, объединяющие работу по формированию сразу нескольких математических навыков, упрощающие (или усложняющие) классические задания (в той или иной последовательности).

Строить дидактику индивидуальных уроков только на учебнике можно лишь с некоторыми учениками. При таком подходе я держу в уме то обстоятельство, что ребенок будет вынужден решать какие-то номера дважды: с репетитором по математике и в классе. Данная стратегия занятий не является наилучшей. Известно, что чем разнообразнее и богаче спектр заданий, тем большим оказывается воздействие на умственное развитие. Если у репетитора по математике имеется время и желание работать с уникальными задачками – их надо подбирать и приносить на урок. Меня часто не устраивают наборы упражнений в дополнительных (и даже базовых) пособиях и я составляю задачи самостоятельно. Репетиторство по математике – это, прежде всего, дифференциация объяснений и подбора материала в соответствии с текущей учебной ситуацией. Интересные содержательные номера приходится вытаскивать из самых разных источников буквально поштучно (особенно в 5 — 7 классе, слабым, привередливым или, наоборот, очень сильным ученикам). Репетитор по математике должен уметь планировать уроки независимо от того, как построен комплект упражнений в той или иной книжке. Если заниматься только на основе учебника — результат будет не самым высоким.

Приведу пример из подготовки к уроку в 6 классе. Ученику нужно было устранить пробелы в теме «умножение и делении десятичных дробей» за 5 класс, но одновременно с этим не отстать по текущему материалу – «признаки делимости на 3 и на 9». Для реализации идеи объединения данных тем в единую дидактическую линию было недостаточно классических и дополнительные учебных пособий по математике. Нужно было подобрать задания (несложные) с переносом запятых и последующей проверки самой возможности деления без периода (с записью в виде конечной десятичной дроби). Готового комплекта, отвечающего оптимизационным целям репетитора по математике, я не нашел. Пришлось составлять примеры самостоятельно. И таких ситуаций множество. Репетитору всего что-нибудь не нравится. То недостаточно одних задач, то других. То в вычислениях проблемы, то в преобразованиях. Хороший репетитор по математике — прежде всего оптимизатор, подбирающий задачи с максимально допустимой для данной ситуации учебной нагрузки (в соответствии со знаниями, ресурсами памяти и скорости мышления ученика).

Многие репетиторы по математике используют контрольные материалы в целях обучения и строят на них практическую работу. В проверочных вариантах (даже уровня А) закладываются довольно сложные для знакомства с новой темой задачки. Использовать их можно только выборочно, что опять приводит репетитора по математике к необходимости предварительного и четкого планирования своего урока. Я обычно с вечера выписываю на рабочий листочек все намеченные примеры и упражнения. Это нужно для того, чтобы репетитору по математике не пришлось отвлекаться на их поиск и поверку. Однотипные задачи я располагаю на листочке рядом друг с другом.

Замечу, что далеко не любое репетиторство приносит ученикам желаемые результаты. По статистике, которую я собираю от преподавателей и администраторов репетиторских сайтов, только каждое третье-четвертое репетиторство — удачное. Как правило, это происходит при грамотной работе репетитора по планированию урока и наличии умения разъяснять сложную для ученика математику. Быстро и понятно.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий