Как репетитор по математике может начать урок?

by Колпаков А.Н. on 6 декабря 2012

Необходимым требованием успешного формирования различных умений является стремление ученика к познанию. Вот почему от репетитора по математике требуется воссоздать у школьника самого разного возраста положительную мотивацию к умственным и практическим действиям. Казалось бы, все просто, но как репетитору по математике развить желание ученика самостоятельно выполнять домашние и совместно решаемые упражнения? Как сформировать стимул к познанию, умение управлять своей познавательной деятельностью?

Решение подобных вопросов во многом зависит от умения репетитора по математике овладевать вниманием учащихся. Как правило, удачно выбранный вид деятельности в первые минуты урока настраивает детей на плодотворную работу в течение всех 60, 90 и даже 120 минут. Вызвав интерес к теме, репетитор по математике прикладывает к дальнейшим объяснениям минимальные усилия, ибо активность внимания поддерживается мотивационными силаи.

На начальном этапе урока мотивом к выполнению большого объема работ может стать практическая польза от процесса решения задач. Одно из направлений — выполнение с репетитором по математике домашнего задания по школе (дети видят от этого практическую пользу – свободное время для прогулок и игр). Однако таким началом надо еще уметь управлять и вовремя перенаправить активность ученика в нужную для данной ситуации сторону. Если репетитор по математике только и делает, что сидит рядом следит за выполнением работы, корректируя ошибки, – ребенок быстро устанет от монотонности процесса, а после завершения выгодной для него работы его вообще не настроишь ни на один вид деятельности. Опыт репетиторства в сочетании с богатством знаний сильного педагога — математика позволяет находить моменты, в которые можно заинтересовать ребенка практической выгодой знаний, или какой-либо проблематикой.

Например, когда в репетитор по математике в 5 классе выполняет со своим подопечным Д/З на тему «площадь прямоугольника», после получения ответа задачи можно поставить проблему вычисления площади при нецелых значениях сторон. Дети уже знают, что такое 1/3 и ¼, поэтому им можно нарисовать фигуру (прямоугольник) с такими длинами и обсудить проблему: как измерить ее площадь. Конечно, репетитор по математике не ставит целей научить умножать дроби, но перевести монотонную работу с учебником в творческую и познавательную — вполне возможно. Ученик плавно переключается на задания репетитора по математике и получает дополнительное развитие. Здесь важно, чтобы репетитор имел свой «рояль в кустах» — то есть комплект задач на части и дроби. Я обычно прихожу к пятикласснику с целым набором рабочих листочков по разным темам, поэтому с большинства домашних задачек могу переключиться на тот или иной методический комплект. Поскольку ребенок уже размят решением школьного задания, ему будет легче включиться в предложенное репетитором по математике действо.

Планируя способ включения учеников в урок, репетитор по математике думает о создании мотивационной основы работы. Репетиторам известно, что творческие посильные задания наиболее сильно удерживают внимание детей. При этом опора на интерес и радость, которую они испытывают от сделанной на уроке работы и открытий помогает создать мотивационную основу для начала творческой и созидательной деятельности. В поиске построения начала урока репетиторы по математике должны опираться на оценку сложности задач, доступных для ребят, и на их новизну.

Выбор формы подачи нового материала находится целиком во власти репетитора по математике и зависит от его мастерства и его вкуса. При этом нельзя не учитывать, что дети быстро привыкают к какому-то одному приему или форме преподавания и устают от однообразия деятельности. Новое начало позволит репетитору по математике избежать этого, даже если вся остальная часть урока построена традиционно.

Ниже описаны наиболее популярные и эффективные способы построения начала урока.
— Предлагается задача, с опорой на жизненный опыт или на смекалку.
— Даются задания на тренировку наблюдательности и памяти, на поиск закономерностей в материале, усвоенном на прошлых уроках с репетитором.
— Тестовые задания репетитора по математике (я работаю со своими он-лайн тестами, а также с теми тестами, которые имеются у меня на карточках и листочках))
— Предлагается решение с традиционными ошибками. Репетитор закладывает каждую из них в свой логический пункт решения и обсуждает ошибки с учеником.
— Дается стандартное решение к традиционной задаче. Нужно найти более простое (рациональное) и короткое решение.
— Предлагается найти план поиска решения какой-нибудь математической проблемы, которая еще не изучалась (поисковый метод).

Важное замечание репетитора по математике

Описанные методики организации начала урока применяются в идеальных условиях проведения домашних занятий, а именно в режиме отсутствия дефицита времени при постоянных занятиях. такжке не должно быть серьезных пробелов в изученном в прошлом материалех. К сожалению, реальные условия обучения практически полностью исключает проработку каждой отдельной темы в течение нескольких уроков. Все популярнее у родителей становится режим «раз в неделю», при котором репетитор по математике не успевает даже повторить темы выборочно (как при обычном ведении урока через монотонное решение задач). Дефицит времени напрямую влияет на использование репетитором по математике правильных методик. Чем реже занятия, тем больше они опускаются до примитивных. Разработка и проведение качественных уроков – весьма хлопотное и дорогое удовольствие.

Уважаемые родители, если Вы хотите дать своему ребенку максимум развития – обеспечьте репетитору по математике нормальные временные условия. Правильное репетиторство – размеренное, неспешное и длительное ведение ученика. Из класса в класс. Обратите внимание на частоту занятий. Она не должна быть меньше 2 раз в неделю. Наилучший график – 3 раза, хотя очень немногие репетиторы по математике соглашаются на него. Любое изменение учебных целей, временной цейтнот форс-мажор в финансах или любые другие факторы, при которых приходится отказываться от урока – лишают репетитора достатка в весьма ощутимом объеме.

Александр Николаевич, репетитор по математике. Москва, м.Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий