Провинциальный репетитор по математике о проблеме оплаты уроков

by Колпаков А.Н. on 16 декабря 2012

Пишут, пишут и пишут. И родители и репетиторы, не успеваю отвечать. Вчера пришел комментарий — письмо о работе сайта от одного провинциального репетитора по математике, затрагивающее проблему борьбы за качество преподавания в домашних условиях. Избитая тема: репетитор в Москве и репетитор в провинции. Проблема мне показался очень актуальной и я решил опубликовать свой ответ на его письмо.

Здравствуйте, Александр Николаевич! С интересом познакомился с Вашим сайтом и с Вами, если считать, что можно познакомиться виртуально. Мне нравится Ваша открытость, если она мотивирована не только экспансией рынка. По всему видно, что Вы имеете знания, опыт, уверенность в своих силах и предпочитаете добросовестную работу на результат. Впрочем, в нашем ремесле результат дороже денег. Мне 48, я занимаюсь репетиторством по математике примерно с 1993 года, если не считать первые студенческие опыты. Закончил Днепропетровский госуниверситет Физ-тех, по специальности «Автоматика и управление в автоматических системах». По специальности поработать не получилось.

Преподавал в школе математику, физику, информатику, с перерывами, что было связано с особенностями экономической жизни у нас в Украине и другими причинами. Если Вы захотите, мы могли бы с Вами пообщаться на предмет взаимного профессионального интереса. Для начала я мог бы задать Вам несколько вопросов, если Вы не возражаете. Если Вы реально предлагаете высокое качество преподавания математике с соответствующим обеспечением учебного процесса, какое представлено на Вашем сайте, то сколько должен стоить час такой работы? Я говорю не о Ваших доходах, а о высокой стоимости подобных форм обучения. Отсюда рождается вопрос об социальной эффективности института репетиторства. И второй: о качестве системы среднего образования в целом. Если бы школа давала и развивала, как следует, не было бы и массовой «индустрии» репетиторства по математике. Мне сейчас приходится работать в основном со слабыми детьми. Не знают уверенно таблицу умножения почти все до 10-11. Там, где я живу, родители не могут обеспечить оплату труда репетитора по математике как в миллионном городе. Мой вопрос: какое качество преподавания должен предложить репетитор по математике, живущий на переферии? Вопрос не лично к Вам, а ко всем, кто знает и понимает проблемы образования, репетиторов, учеников и их родителей. С надеждой на взаимное открытое общение Новиков Анатолий Владимирович. Днепропетровская обл. п. Гвардейский

Колпаков А.Н. Качественное преподавание математики практически исчезло из наших школ и одна из причин этому — бешенный ритм современной жизни, большие объемы информации и высокие программные цели при достаточно скудных временных ресурсах. Те немногие учителя по математике, которые умеют и хотят работать, просто не успевают детально продумывать свои уроки. Поэтому школа и «не дает». С репетиторством дела обстоят тоже не очень. Далеко не всякий репетитор по математике задумывается о качестве проводимых им занятий. И дело не только в низкой профессиональной подготовке половины репетиторов по математике интернета, а еще и в специфике реальной работы. Времени на занятия отводится, как правило, меньше, чем на школьные уроки. И это несмотря на значительно больший объем выполняемых репетиторами работ по устранению пробелов. При графике «раз в неделю» качество занятий, как бы сам репетитор по математике этому не сопротивлялся, неизбежно падает. А ведь «разовый» режим — самый популярный у родителей график.

Я описываю методики и подходы для наилучших условий по времени, в которые репетиторы по математике редко попадают. Если родители серьезно настроены на результат и выделяют на индивидуальные уроки математики много времени — я это качество выдаю. И стоимость получается соответствующей. К сожалению, репетитора по математике довольно часто загоняют в ситуации цейтнота, в которых невозможно построить правильную методическую работу. Приходится «скатываться» до проверки и выполнения с ребенком его Д/З, объяснять темы и методы выборочно, дорабатывать за школьным преподавателем по математике, который не рассмотрел или не совсем понятно объяснил задачу / тему. Когда тут заниматься теорией, если на репетитора по математике сваливаются забота о знаниях сразу по двум предметам (алгебра и геометрия), а занятия проходят 1 раз в 2 недели (у меня сейчас учится такой школьник)? Поэтому вопрос о качестве — достаточно относительный.

Думаю, что оплата стоимости провинциального репетитора, как и репетитора по математике в Москве, может быть разной. Естественно с уменьшением плотности населения она падает, но мне пару раз звонили родители из дальних регионов (хотели приехать прозаниматься на каникулы) и никого цена не пугала. Серьезных учеников надо искать, они есть везде. Правда с учетом проблем продвижения репетиторского сайта задача поиска выглядит очень сложной. Репетиторов много и любой из них при аналогичных скудных анкетных данных и нулевой информации о характере уроков составит хорошему репетитору рекламную конкуренцию. Пишите статьи, рассказывайте о себе в сети. Возможно Вас заметят. Можете присылать мне на сайт любые интересные методические / дидактически материалы по математике собственного изготовления. Я их с радостью опубликую. Можно разместить объявление о Ваших уроках в базе моих репетиторов. Присылайте фото и текст для вашей странички.

Колпаков А.Н. методист и репетитор по математике, Москва. Строгино.

{ 2 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Александр 18 декабря, 2012 в 2:53

Мой опыт работы с учениками начался еще в студенчестве, закончил с отличием матфак НГУ (тогда один из лучших в СССР), но с наукой завязал, после армии пошёл работать в ФМШ при НГУ (теперь СУНЦ НГУ), мои ученики учились в лучших вузах страны, а теперь многие уже за «бугром». Потом начались трудные времена (1992г). Но я все равно продолжал репетировать, а после 2001г репетирую постоянно, теперь и виртуально. Я не считаю себя «провинциальным» репетитором. Но работал и с очень слабыми учениками, но предпочитаю ребят с желанием заниматься с полной нагрузкой. Всех денег все равно не заработать. Главное, чтобы было обоюдное удовлетворение от сотрудничества с учеником. Люблю задачи придумывать, аналогичные или сложнее уровня ЕГЭ, чтобы они были, непременно, обучающими. Но вопрос доступности образования для ребят из не очень обеспеченных семей стоит остро. Мог бы учить и больше учеников, но индивидуальные занятия этого не позволяют. Кроме всего этого обстоятельства пропадает практически от 3-х до 5 месяцев их каникул, «раскачки», болезней. Сайтов сейчас много, но они тоже платные и часто довольно «тупые». Что толку показывать решение конкретной задачи? А задачка-то на реальном ЕГЭ будет 100% другой…
Я пытался хоть как-то искать варианты сотрудничества, но не обмен «методиками» (от этого слова меня просто «корежит»), а поиск возможностей делать услуги репетиторов профессиональных, знающих качественно математику, умеющих находить индивидуальный подход к ученику, доступными. Но увы… Переписывался с одним организатором, который предложил мне (разница с Москвой — 3 часа) написать его клиенту ЕГЭ на 100%… Я специально «согласился», заломив бешеную стоимость))) Отпало не только предложение, но и переписка прекратилась. Наверное, он нашел более сговорчивых и доступных там, в столице)))
Если Вас заинтересуют некоторые мои задачки, то могу показать (без решений, надеюсь, что они уж Вам-то по зубам).
Буду рад, если у нас найдутся общие темы для взаимовыгодного сотрудничества.
С уважением, Александр Попов.

Олимжон 30 декабря, 2012 в 22:40

Александр!Проблема оплаты есть и будет.Не каждый хочет раскошелиться на репетитора,но даже нищие находят деньги оплату сумашедших контрактов!А чтобы было доступно обучение мы снижаем цену и учим в мини группах.Это мне кажется золотой серединой.С уважением ваш коллега из Узбекистана.

Оставьте комментарий