Репетитор о способностях ученика к математике

by Колпаков А.Н. on 3 января 2013

Обращаясь к тому или иному репетитору, родители учеников пытаются сами формулировать причины, по которым возникают проблемы с изучением предмета. Какие жалобы чаще всего выслушивает репетитор по математике? Как правило, это:

1. Низкое качество уроков в школах («Я считаю, что наш математик – слаб как преподаватель» или «Наш учитель ведет физику, химию и математику одновременно»).
2. Лень и отсутствие у ребенка интереса к выполнению заданий («Он такой способный, однако ничего не хочет делать! Целыми днями гуляет или допоздна играет в компьютер!»).
3. Отсутствие необходимых математических способностей («У нас гуманитарный склад ума/мышления»).

Подробнее остановимся на третьем пункте.

Репетитор о выявлении способностей по математике

В сознании обывателя склонность к изучению точных дисциплин отчасти мифологизирована. Математика воспринимается почти как Божий дар, наравне с иными талантами человека, такими ,например, как абсолютный слух или экстрасенсорика. Сразу оговорюсь, что я не буду пытаться искать ответа на вопрос «Почему некоторые люди обладают способностями изучать математику, а другие ими не обладают?» Попробуем разобраться в том, как работают механизмы мышления, позволяющие одним детям перерабатывать большие объемы информации и щелкать задачи с математических олимпиад как орешки, а другим преграждающие дорогу в науку уже на этапе заучивания таблицы умножения.

При работе с учениками, методически подкованный репетитор по математике держит в загашнике сразу несколько приемов активизации мышления. Один из них заключается в следующем: репетитор заставляет ребенка проговаривать каждый шаг применяемого алгоритма, найденного решения уникальной задачи или размышлений над поиском. Это непривычно для школьника, так как преподаватель математики в классе такой возможности не предоставляет – на уроках надо сидеть молча. Дома, при самостоятельном решении номеров из учебника разговоры с самим собой вдвойне непривычны. И только индивидуальная работа с репетитором по математике предоставляет такую замечательную возможность.

В чем же польза от использования приема? Речь человека всецело связана с его мышлением. В структуре речи используются логические формы, близкие к тем, что применяются при анализе математических данных. Потребность в грамотном построении фраз и достижении понимания собеседником, запускает определенные механизмы человеческого интеллекта. По тому, как структурирована и связна ученическая речь репетитор по математике оценивает качество и характеристики мышления своего подопечного. Бардак и Каша в речи – свидетельство такого же бардака в голове.

Комментируя этапы решений или размышлений, ученик позволяет репетитору по математике проникнуть в самые глубины его интеллекта и контролировать мыслительную деятельность «от и до». При работе со «звуковой дорожкой» репетитор по математике имеет возможность провести соответствующую коррекцию рассуждений. Какие особенности подобной работы нужно учитывать репетитору?

1.Обычно дети не очень охотно выговариваются, ибо публичные выступления вскрывают целый комплекс имеющихся у них проблем. И не только связанных с математикой, но и психологические, речевые. Комментирование своих действий перед репетитором – непростая задача, требующая дополнительного умственного напряжения. Приходится отвлекаться не только на подбор и компоновку обычных слов, но и на правильное употребление математических терминов. Если это ребенку не по силам — репетитор по математике задает наводящие вопросы по тому или иному пункту. Ответы на них позволяют не только продолжить само решение, но и вскрыть характер математического мышления школьника.

Те, кто еще не успел развить в себе способностей к математике, как правило, имеет соответствующие его ситуации речевые характеристики. При общении с таким учеником бросается в глаза нежелание / неумение использовать дополнительные источники информации. Такие дети, обычно невнимательно читают условие, не обращая внимание на предоставляемые в нем данные.

Отсутствие математических способностей у школьника выдает также потеря концентрации внимания. Ее отсутствие опытные репетиторы по математике определяют по глазам. Взгляд рассеянного школьника «бегает по сторонам», а потерянного, наоборот, привязан к не имеющему отношения к делу объекту. Учащиеся, не обладающие выраженными математическими способностями, пропускают мимо ушей подсказки и намеки репетитора и стопорят таким образом решение. При ответе же бормочут что-то себе под нос или говорят глупости. Игнорирование информации усложняет поиск решения, ибо невозможно правильно решить непрочитанную задачу.

2. При анализе решения и в ответах на наводящие вопросы репетитора по математике в речи таких учеников почти отсутствуют глаголы. Странно, так как обсуждается именно алгоритм действий. Ученики, не обладающие выдающими способностями к математике, удивляется внешнему виду задачи, наличию дробей / корней в решении или каких-то еще «неудобностей», фантазируют на тему: каким может быть ответ.

3. Неумение опираться на изученные законы и формулы; вера в то, что правильность ответа зависит от того, насколько в нем убежден репетитор по математике, а не от корректности применяющихся правил.

Можно сделать вывод о том, что способности к тандему с математикой определяются индивидуальными алгоритмами обработки и передачи информации, характерными для каждого конкретного человека. А они, в свою очередь, формируются нейро особенностями, рисунком его личности и степенью психологической устойчивости.

Диспозиция ясна. Теперь попробуем понять, что может предпринять репетитор по математике при самом неблагоприятном раскладе. Одной из типичных ошибок неопытных репетиторов является не достаточно точное понимание причин, вызывающих трудности в изучении предмета. На первый взгляд, репетиторы по математике обязаны транслировать знания, как будто информация перебрасывается с флешки на винчестер: «делай так», «запиши и выучи это», «пойми и реши то». Однако ограничивать занятия этой формой можно только в работе со способным учеником, в голове которого с рождения прошиты правильные алгоритмы переработки информации. Это идеальный случай и настоящая радость для репетитора по математике.

Столкнувшись с вышеуказанными проблемами мышления, менее опытный репетитор только разведет руками: «Как ни объясняй – ученик ничего не понимает и ничего не запоминает! Совсем не думает и пишет полную ерунду». Что можно посоветовать в этом случае? Умение управлять мышлением другого человека приходит с опытом. Анализируя разные практические случаи, репетитора по математике с каждым новым годом работы все отчетливее начинает понимать причины успехов и неудач. Глубокие знания придут только после того, как ребенок научится принимать и обрабатывать поступающую к нему информацию: запоминать, сопоставлять, сравнивать, пересматривать варианты. Одним словом – думать! Только тогда можно будет научиться ориентироваться в великом многообразии математических процессов и объектов. И, конечно же, их точные емкие описания помогут репетитору математики еще больше повысить шансы ученика понять предмет.

Конечно, о дикторских способностях репетитора, оживляющего тексты учебника, конечно, забывать нельзя, но гораздо важнее научиться влиять на мыслительные процессы, протекающие в голове ученика. Это непростая задача, но, как показывает практика, в случае успеха результаты ошеломляют даже самых пессимистически настроенных родителей.

Коррекция мышления, как и любая реальная, а не волшебная методика приносит свои плоды не во всех случаях. Связано это с тем, что алгоритмы анализа информации, поиска ответов и принятия решений – личная, интимная сфера, изменения в которой возможны только в определенных пределах при согласии всех структур психики человека. Репетитор по математике подбирает средства для этой коррекции согласно выявленным способностям к уровню знаний ребенка.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий