Репетитор по математике о решении вариантов ЕГЭ

by Колпаков А.Н. on 24 января 2013

Из всех видов услуг, за которыми современные ученики обращаются к репетиторам, чаще других встречается подготовка к ЕГЭ по математике. Причем в подавляющем числе случаев на эту работу выделяется ограниченное количество времени. Обычно не более года. Трезво оценив ситуацию, грамотный репетитор по математике определяется с планом ведения ученика и последовательно ему следует. Ориентиром при подготовке к ЕГЭ естественно выступают типовые варианты ЕГЭ, предлагаемые многочисленными сборниками от МИОО и ФИПИ. Для учеников и родителей они являются своего рода лакмусовой бумажкой, по которой определяется степень готовности к экзамену и, как следствие, эффективность сотрудничества с конкретным репетитором по математике.

Возникает непреодолимое желание поскорее приступить к разбору реальных вариантов, без которых создается ощущение некоторого отклонения от курса на ЕГЭ и нерационального расхода времени. Абитуриенты, ориентирующиеся подготовку к ЕГЭ в течение года, часто приходят к репетитору по математике с желанием учить только то, что может встретиться на ЕГЭ. Они настолько обеспокоены предстоящими испытаниями, что форсируют рассмотрение типовых задач с первых же уроков. Желание быстрее научиться решать ЕГЭ задачи (как будто они представляют из себя что-либо эксклюзивное) отражается на ожидании соответствующего содержания занятий. Хочется подробнее остановиться на этой больной для многих репетиторов теме и защитить математику от вмешательства форматов ЕГЭ в законы ее преподавания.

Как правило, ученики приходят к репетиторам по математике частично или полностью неподготовленными к восприятию серьезных заданий (особенно конкурсных). Многие имеют ужасающе низкое качество знаний, поэтому не смогут что-либо понять в решении даже самого простенького номера С1. Если репетитор по математике начнет курс подготовки к ЕГЭ с прямого обращения к вариантам, это будет свидетельствовать только о низком уровне его профессионализма или о нежелании тратить силы и время на подготовку системы подготовительных уроков. Неквалифицированные репетиторы по математике, анкетами которых заполнился интернет, к сожалению, часто не понимают, что задания из ЕГЭ книжек предназначены для контроля и закрепления полученных знаний, а не для использования вариантов в качестве автономного материала обучения.

Существуют правила последовательного расположения тем, задач и пояснений, без которых формируемые репетитором по математике навыки не могут быть получены. Нельзя заниматься ликвидацией частных пробелов в процессе выполнения интегрированных заданий на множество операций и объектов.

Иногда можно услышать от репетиторов такие слова: «Почему бы ограничиться натаскиванием на номера «B» части? В ней не так много номеров, требующих особой подготовки и можно уйти от заморочек с усвоением большого количества отдельных тем». В качестве ответа приведу пример результата работы с одним слабым учеником, который занимался со мной подготовкой к ЕГЭ по математике и, сдав экзамен приемлемый для себя балл (не самый высокий), потом долго выражал мне в смс-ках слова благодарности относительно повышения общего уровня математики. Предмет перестал казаться сложным. Как то он написал мне: «Я стал понимать других преподавателей, чего в старших классах никогда не было».
Мои занятия не были упрощены до тупого натаскивания на образцы решений конкретных номеров (даже в «B» части). Был реализован принцип комплексного подхода к объяснению математики. Минимальный фундамент, которых удалось заложить, помог ученику в дальнейшем не только сориентироваться в самом ЕГЭ и получить минимальный проходной балл для поступления, но еще и обеспечил восприятие ВУЗовской математики.

Как репетитор по математике строит работу c вариантами ЕГЭ?

На первых уроках репетитору нужно присмотреться к ученику и выявить проблемы точки его математики, затем, в зависимости от предоставленного времени, с той или иной скоростью пройти по основным темам и типам математических объектов. Не обязательно добиваться полной отработки и запоминания пройденного (на это просто может не хватить учебных часов). Самое главное, что должен сделать репетитор по математике — дать ученику базу, необходимую для понимания решений интегрированных задач. Если соответствующую работу не провести хотя бы в ознакомительном ключе и начать беспорядочно пересматривать варианты ЕГЭ – толку не будет. Ученик просто не сможет ничего понять в сплетении математических знаков и речи репетитора.

При годичном курсе подготовки к ЕГЭ я отвожу на разбор типовых вариантов не более 2-х месяцев. Надо понимать, что в вариантах нет ничего особенного, а типовые задания, которые составляют костят ЕГЭ, к моменту репетиции реального экзамена обычно оказываются уже изученными на тематических занятиях. Репетитор по математике использует варианты в качестве подкладки под методику самого обычного решения вперемешку для целей повторения. Ох, как же действуют на сознание школьника распечатка вариантов в истинном формате ЕГЭ. Записи C1, C2, С3 ... Как же они собирают внимание. Ну как же, это «те самые» номера :))) Убери репетитор с листочка обозначения С1, С2, ... и нацеленность на работу может снизиться. Обидно, что какие то буквы мешают практике решения задач.

А.Н. Колпаков — репетитор ЕГЭ по математике. Москва — Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий