Репетиторы по математике и школьные учителя о новом образовательном стандарте

by Колпаков А.Н. on 15 февраля 2013

Информация о том, что скоро произойдут большие изменения в школьной программе, в том числе и по математике, появилась почти полтора года назад. И если систему подготовки учащихся к новым выпускным экзаменам в виде ЕГЭ репетитор по математике вырабатывал несколько лет, то теперь, если изменения получат одобрение «на верху», придется принципиально пересматривать всю систему работы. Родители и репетиторы замерли в тревожном ожидании, равно как и школьные учителя, оказывающиеся, как всегда на передовой реформирования школы. Нам говорили, что ЕГЭ по математике не станет единственной и обязательной формой выпускного экзамена, что будет ещё и альтернативная форма вступительных испытаний, но получилось, как всегда, совсем не так. Разумеется, все, кто интересуется проблемами образования, с опаской ждут очередного удара по остаткам великолепной системы отечественного (советского) математического образования.

В первоначальном варианте по проекту Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшеклассников исключались из числа обязательных предметов математика, русский язык и, история. В новом стандарте в качестве обязательных предполагаются четыре предмета — «Россия в мире», ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект. Русский язык, литература, математика (алгебра и геометрия), информатика, история, физика, химия, биология, география перешли в статус добровольно изучаемых предметов, которые старшеклассники будут изучать по свому выбору и желанию.

Не хочется верить, что чиновники стремятся примитизировать наших детей. Но пока создаётся именно такое мнение. Непонятно,как в эпоху научно-технической революции можно не знать математику и физику! Это непостижимо! О каких при этом нанотехнологиях можно говорить?!

Разумеется, проект ФГОС вызвал бурные протесты в обществе. В интернете было опубликовано открытое письмо на имя президента, премьер-министра, председателя Госдумы и министра образования и науки РФ с требованием недопустить принятие нового стандарта, направленного на «радикальный пересмотр школьной программы». Под этим письмом подписались несколько тысяч человек, в числе которых известные ученые, учителя, писатели, общественные деятели: Наталья Солженицына, Борис Стругацкий, Дмитрий Быков, Людмила Улицкая и др.

Наибольшей критике новый стандарт подвергся за то, что предоставляет право учащимся 10—11-х классов самим для себя выбирать изучаемые предметы, поскольку в этом возрасте многие школьники естественным образом направятся по пути наименьшего сопротивления. Большинство педагогов и репетиторов по математике считает, что новый стандарт значительно понизит уровень владения точными науками среднестатистического россиянина, что недопустимо. Математическа общественность требуют созыва представительного совещания педагогов страны, родительского сообщества и учащихся для обсуждения вопросов, связанных с будущим нашего образования. Протест писателей и математиков вызвал значительный резонанс, в результате которого бывший министр образования Фурсенко признал необходимость отложить подписание стандарта до тех пор, когда будут выяснены все вопросы и получено одобрение общественности.

В результате чиновники частично пошли на уступки: в новой редакции федеральных образовательных стандартов для старших классов в списке обязательных для изучения предметов восстановили русский язык. Исходя из доработанного варианта, школьники обязаны будут выбрать не более 6—7 предметов из 5 обязательных областей — филология, математика и информатика, иностранный язык, общественные и естественные науки. При этом курсы «Россия в мире», физкультура и ОБЖ останутся обязательными для всех. Но такая небольшая уступка не может снять всех опасений по вопросу об образовательном стандарте. Много людей озабочены тем, что итогом введения нового стандарта будет массовая дебилизация подростков. Понятно, что если вместо сложных предметов можно будет выбрать предметы попроще, то старшеклассники всей толпой пройдут мимо сложных предметов, каким например является математика. Они будут их попросту игнорировать. А убедить пятнадцатилетнего ребенка в необходимости учить математику — задача практически невыполнимая. Споры и протесты по поводу нового стандарта продолжается, противники ФГОС организуют пикеты против принятия его в нынешнем виде. Продолжен и сбор подписей под письмом противниками образовательного стандарта. А на сайте http://standart.edu.ru/ любой желающий сможет выссказать свои пожелания и претензии.

Зачем образованию нужен стандарт?

ФГОС представлен институтом статистических исследований в образовательной сфере. Работы по его разработке ведутся очень давно. По утверждению авторов нового стандарта, необходимость его принятия связана с тем, что в нашей стране есть и одарённые дети, а есть дети без всяких способностей и очень ленивые, наконец дети могут быть больными, со значительными проблемами, а сегодня одна из идей — это инклюзивное, совместное обучение детей. Но нереально учить математике всех по одному стандарту, то есть как и раньше — всех одинаково в фиксированное количество часов.

Каждому ребенку необходима нагрузка в меру его возможностей и ему надо получать какие-то отобранные знания. Если учебные пособия перегружены лишней информацией, ученик просто не способен всё усвоить и пойдет самым лёгким путем: перестанет вообще оказывать сопротивление. Наступит хорошо знакомая ситуация: преподаватель пытается сделать вид, что учит, а ребенок — имитирует учебу. В Японии, например, дети в первый класс приходят со скакалкой и игрушками. И там в первую очередь заботятся о том, чтобы он умел владеть своим телом, был здоровым, а потом уже умным. Поэтому я без иронии воспринимаю наличие в обязательном списке ОБЖ и физкультуры. Я полагаю, что задача школы — давать знания о разных сторонах жизни. И следует учитывать, что для каждого из возрастов существует определенный объём нагрузок. Считаю, что задача школы — дать необходимые представления о жизни, окружающем мире, человеке. В каких-то минимальных объемах, которые дети смогли бы усвоить и понять. И если вопрос ставить именно таким образом, тогда нет никаких проблем: четыре обязательных предмета или десять. Все предметы обязательные, и всё в разумных пределах. И школа должна приносить детям радость, учиться в ней должно быть легко и интересно.

Юрий Николаевич — репетитор по математике, Москва. (фамилия не указана):

— Это полный абсурд! Математика — один из немногих предметов, который развивает логику. Сегодня немыслимо что либо проектировать и творить без хотя бы минимальных знаний по математике. Без нее никуда. И,понятно что, всем старшеклассникам нужно в обязательном порядке изучать русский язык, литературу, историю, иностранный. В целом сегодня уровень знаний школьников очень сильно упал. И если бы не репетиторы по математике еще сильнее бы упал. Ко мне приходят подростки 10—11-х классов, и я выясняю, что они не знают примитивных вещей: не умеют складывать дроби, решать простейшие задачки... В качестве объяснения назову низкий уровень подготовки преподавателей, безответственность и нищенскую зарплату. Школа сегодня не отвечает за качество обучения, а я отвечаю. Если мои ученики не смогут поступить в вузы, то ко мне никто больше не придёт... Математика — это фундамент практически всех знаний, если её исключат из обязательного минимума , то добьют остатки нашего образования .

Александр Малов, профессор физики и математики, преподаватель ВУЗа.

— Большинство моих коллег, которые работают в образовательной сфере и наблюдают за действиями чиновников, приходят к выводу, что все эти изменения делаются для того, чтобы наша страна превратилась в примитивную колонию. За будущее наших детей становится страшно. То, что сейчас предлагают в плане внедрения нового стандарта образования, приведет к катастрофическим последствиям. Сейчас и так повсеместно происходит пренебрежение законами природы, знания становятся ненужными. Обязательная программа, cостоящая исключительно из ОБЖ, «России в мире » и физкультуры очень напоминает инициативы царского министра образования Победоносцева, который пытался свести все образование к трем классам на уровне приходских школ и оставить элитное образование в гимназиях для дворянских детей. Все это уже было! Я полагаю, что школе необходимо стать инструментом по встраиванию подростков в социальную жизнь. Но стать таким инструментом школа сможет только тогда, когда общество, государство понимает, куда, в какую сторону оно плывет. А у нас сегодня никто не понимает, что мы строим. Какое государство? Какие у него цели? Всё общество в растерянности.

Александр Онацкий, учитель математики МОУ СОШ № 76:

— Принятие государственного стандарта в таком виде, как предусмотренно в проекте, вызывает недоумение. Непонятна цель. Тем более это происходит на фоне оптимизации школ, в результате чего вспомогательный персоналсократился на 80% . Зато увеличилось количество учеников в классе. Сейчас в каждом классе от 27 до 35 детей. Классы столько слушателей вместить не могут. А преподавателю математики очень трудно провести урок в подобной обстановке. А страшнее всего то, что детям сейчас некомфортно быть умными. Если умный, значит, ботаник. В прошлые годы все-таки существовала какая-то селекция, были возможности для развития одаренных детей, а у учителя имелись возможности для занятия творчеством. А в последнее время преподаватели школ не успевают за программой и большую часть работы за них выполняет репетитор по математике, имеющийся в среднем у каждого третьего школьника. С учителей постоянно требуют отчеты, бумаги, самодеятельность, проведение праздников... Так, что нет времени даже на отдых! И еще: в школах сейчас небольшие зарпллаты, поэтому работают там главным образом женщины. Им очень сложно находить контакт с подростками, что порождает многочисленные конфликты.

Что будут изучать в старших классах?

В новой версии образовательных стандартов для старшей школы разработчики решили, что обязательными для изучения будут10—11 школьных предметов. Каждый из предметов поделен на три уровня: базовый (2 часа в неделю), интегрированный (3 часа) и профильный (5 часов). Подросток сам сможет сделать для себя выбор, какие предметы он станет изучать. В этом суть новой парадигмы обучения — индивидуальный план образования. Санитарные правила и госбюджет обеспечат подросткам учебную нагрузку 30—36 часов в неделю. Дополнительные занятия должны будут оплатить родители школьников.

Школьники смогут выбрать либо русскую словесность на интегрированном уровне, либо русский язык и литературу на профильном или базовом уровне. Математику школьник сможет выбрать на базовом уровне плюс информатику на интегрированном уровне. Эти предметы можно изучать и по отдельности: на профильном или базовом уровне. Другие предметные группы: иностранный язык, общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право), естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология). Также в предлагаемом стандарте останутся единые для всех учащихся предметы: ОБЖ, физкультура, «Россия в мире» и индивидуальный проект. Эти предметы предлагается изучать на интегрированном уровне.

Сергей Владимирович Волков, учитель Центра образования № 57 Москвы

— Одобрения обществом пока ещё нет — дискуссии в Интернете и СМИ не стихают. Это важно, поскольку стандарту необходимо стать результатом договора между обществом, государством, школой и, семьёй друг с другом по вопросу образования. А договариться можно лишь в том случае, когда условия договора полностью прозрачны и понятны. Стандарт же оказался написан так, что про прозрачность и ясность здесь говорить не приходится. Казённый чиновничий язык, который сейчас так поразил систему образования, является языком документа, который, по замыслу, должны понимать все в том числе и дети.

Образование-то предназначается для них, поэтому они тоже должны быть участниками такого договора... А стандарт фактически, не осилило и большинство взрослых людей — поэтому и шло так вяло его обсуждение до публикации нашего письма. В своём письме мы подняли простые вопросы и наглядно показали лишь некоторые «мелочи», которые неожиданно показались близки многим людям. Из-за этого и возмутилось так интернет-сообщество, из-за этого и подписи всё время продолжают поступать... До сих пор продолжается процесс обсуждения, в котором проговариваются и наши вопросы, и «мелочи», и другие, очень важные стороны нового стандарта. Многое проясняется. Сейчас необходимо, чтобы проясненные позиции были письменно зафиксированы (причем грамотно и адекватно) — и повторно стали предметом обсуждения

{ 1 комментарий… прочтите его или напишите еще один }

Александра 8 ноября, 2013 в 20:21

ДОЛОЙ ФГОС — верните прежнюю систему!!! А что лучшего, для нас простых граждан России, можно ожидать от этих зажравшихся толстосумов -чиновников??? У них, если и есть дети, то они учатся, понятно, что не у нас в России. Поэтому им чихать на нас, у них и сердце не болит за наше образование и глухота полнейшая, они же в своих масштабных измерениях живут. Обидно за нас сейчас, за наше будущее (до чего докатимся) и за прошлое. У в России было блестящее образование (не только по математике), которое выстраивалось и образовывалось веками, каких всемирно великих ученых оно воспитало. Знал бы Петр1 что постигнет его начинания!!! Правильно говорят об учителях, что они дают программу в полном объеме. Я сама работаю учителем математики и получаю мизерную зарплату, естественно, интерес к работе такой же мизерный. Несколько раз собиралась уйти, не отпускают, уговаривают остаться. Пока работаю, но все равно уволюсь. А замена вряд ли будет. А каких знаниях детей, каком ЕГЭ еще говорить????????????

Оставьте комментарий