Об участии репетитора в изучении дополнительных разделов математики

by Колпаков А.Н. on 31 августа 2013

Изучение базовой части школьной программы по математике представляет из себя для одаренных детей довольно скучное занятие. Отсутствие адекватной нагрузки и интересных задач мешает толковым ребятам поддерживать учебное любопытство в течение долгого времени и, как следствие, развиться с максимальной для своих задатков скоростью. Помимо занижения уровня изучаемого материала негативный вклад формирования отношения к математике вносит также и среда, в которой учится способный ребенок. В классе ему нет равных, а большая часть его друзей имеет совершенно иные интересы, никак не связанные ни с математикой, ни с учебой вообще. Не с кем обсудить решение задачки, сверить ответ, некого послушать при ответе у доски и т.д.

Со временем создается ощущение, что любимый предмет так и будет «лежать у ног» и с ним никогда не возникнет проблем в дальнейшем. Однако, попав на первое же серьезное испытание (олимпиадными задачами, конкурсным переводным экзаменом, сложными задачами вариантов ГИА и ЕГЭ), ребенок впадает в истерику, униние или даже депрессию. Родители бьют тревогу во все колокола. Как правило, сразу возникает мысль о репетиторе. Включается компьютер и начинается изучения стандартного поискового запроса «репетитор по математике» .

В целом действия родителей оказываются правильными, однако подключение репетитора — далеко не единственная возможность подняться на более высокую ступень владения математикой. Можно самостоятельно читать дополнительную литературу и решать сложные задачки, можно попробовать перейти в сильную школу.

О попытках справится без репетитора по математике

В случае самостоятельных занятий существует опасность отклониться от «ядра предмета» и уйти в сторону от характерных задач и теоретической «классики». К тому же скорость «сражения» с математикой в одиночку оказывается на порядок ниже той, которую задаст репетитор или даже школа.

Временные затраты
Сколько времени лучшие умы мира бились над решением насущных научных проблем? Как долго развивалась математическая наука? Конечно, школьник не ученый и не решает проблем мирового масштаба, но, способы познания неизведанного от этого почти не меняются. Сейчас можно найти любую литературу по математике и без репетитора изучать какие-угодно факты / приемы и алгоритмы, но сколько времени потребуется, чтобы выделить из этого гигантского информационно-учебного потока важное для текущего момента знание? Для того, чтобы найти ответ на внезапно возникший в голове сильного ученика вопрос, нужно просмотреть не один текст и даже купить не одну книжку (так как наперед неизвестно, имеется ли в ней исчерпывающее объяснение по интересующему вопросу, или нет). Репетитор по математике в подавляющем числе случаев снимает поисковую проблему. Сильный репетитор видит математику насквозь и значительно быстрее сориентирует ученика в дополнительных разделах и темах, всегда объяснит и подскажет.

О переходе в математический класс

Иногда кажется, что достаточно просто сменить школу на профилирующую. При таком подходе нужно учесть несколько важных моментов:

1) Сильная школа сильной школе рознь и в конечном итоге качество знаний будет зависеть от приставленного классу преподавателя. Даже если учебного заведение имеет высокий рейтинг, это не означает, что оно Вам подходит и тем более не означает, что ученик будет получать на каждом уроке посильную нагрузку, проверку решений, схватывать объяснения преподавателя, не ориентированные на него лично.

2) Рейтинги школ, как правило, составляются по результатам сдачи выпускных экзаменов и олимпиадным успехам ее учеников. Предположим, что весь класс написал ЕГЭ по математике на очень высокий балл, а кто-либо из учащихся школы занял первое место в городской олимпиаде. Тогда школа поднимется в рейтинге. Но в тот момент, когда Вы в нее переходите, приходит новая команда преподавателей и Вам дают Ивана Ивановича – профессора МГУ, который безукоризненно знает высшую и низшую математику, но совершенно не умеет преподать предмет на школьном уровне. Практика показывает, что даже способный ребенок нуждается в грамотной методической подготовке урока и подготовке объяснений.

К репетиторам по математике сильные ребята обращаются с жалобами на непонимание довольно часто (особенно в 5 -6 классе с задачами на доли и проценты, а 8 – 9 классе по геометрии и частично по алгебре). «Школьные» задачки Ивана Ивановича оказываются настолько сложными, что хочется отказаться от продолжения учебы в «сильной» школе. На уроке внятного объяснения не вытащишь, а дома помочь некому. В результате математическое развитие попросту останавливается.

3) Попав в сильную школу подростку бывает крайне тяжело или порой даже невозможно перестроить себя. Трудно привыкнуть к ежедневному и объемному решению сложных задач, что зачастую выливается в нарастающее отвращение к математике.

В отличие от коллективного обучения толковый репетитор по математике дифференцирует нагрузку пропорционально сложившейся ситуации. Индивидуальная работа снимает массу проблем синхронизации скоростей объяснения и усвоения, предоставляя ученику оптимальный для него ритм работы.

Подведем итоги. Самыми популярными средставми стимулирования математического развития способных детей остаются:

  • переход / поступление в специализированную школу
  • привлечение сильного репетитора по математике

Замечу, что одно направление не может полностью заменить другое, поэтому в большинстве случаев наилучшим выбором станет совмещение этих двух форм обучения. Как правило, индивидуальную работу с репетитором по математике тормозит занятость ученика скучными школьными «домашками» так, что на серьезные задачи времени практически не остается. В противовес репетитору сильная же школа может:

  • не соответствовать уровню ребенка
  • не отвечать рейтингу по конкретному преподавателю или возрасту учещихся
  • привлекать преподавателей ВУЗов, часто задирающих планку всему классу до нереально высокого порога.
  • перегрузить ребенка

Участие в олимпиадах по математике

Некоторые родители ошибочно полагают, что участие в олимпиадах положительно скажется на повышении уровня знаний и ускорит развитие, а регулярное посещение подобных мероприятий частично или полностью заменит дорогостоящего репетитора по математике. Замечу, что олимпиады выполняют иную, отличную от обучения функции, а именно стимулируют интерес и выявляют таланты. Если ребенок не проявляет гениальных способностей, то его олимпиадные похождения, скорее всего, не принесут никакой пользы, кроме возможности:
1) заинтересоваться математикой через интересные задачки
2) получить представление о содержании и сложности предмета как такового
3) дать оценку своему уровню владения математикой

Максимальную развивающую силу даже для способного ребенка имеет сочетание систематизаций методов и задач с дозированными и своевременными объяснениями нового, обсуждения непонятного и закреплением пройденного. Такая организация работы без соответствующего репетитора по математике вряд ли возможна. Школьный преподаватель занят иными общими проблеми успеваемости (ему не до Вас), дома никто не может помочь, а пытаться самому пробивать «теоретическую стену» из дополнительных фактов и олимпиадных приемов, как минимум, долго и не интересно.

С уважением, Колпаков А.Н. Московский репетитор. Изучение дополнительных разделов математики (Строгино).

{ 1 комментарий… прочтите его или напишите еще один }

Диана 24 сентября, 2013 в 1:27

По поводу фразы «дома никто не может помочь». Есть довольно редкий и идеальный вариант-когда родитель (или оба) являются репетиторами по математике и готовы выделять своему ребенку очень много времени. Однако, это работает только в том случае, если с ребенком налажен контакт, и он готов заниматься с родителями. В таком случае снимаются все проблемы по оплате дополнительных занятий и проблемы ограниченности во времени.

Оставьте комментарий