Начальный этап олимпиадной работы репетитора по математике в 4 — 5 классе

by Колпаков А.Н. on 1 октября 2013

Многие родители интересуются вопросами планирования олимпиадных занятий в 4 — 5 классе, а именно их содержанием в самом начале работы с ребенком. Мне часто приходилось готовить детей в Курчатовскую школу и слышать от родителей: «С чего надо начинать подготовку к ее олимпиаде? Какие функции и обязанности возлагаются на репетитора по математике, а какие полностью ложатся на плечи родителей?

За годы работы с олимпиадными задачами в 4 — 5 классе я сформировал четкие критерии построения соответствующих занятий и их систем. Каждый репетитор по математике по-своему строит план подготовки ученика, но я почти всегда начинаю с задач на числа. Почему?

1) Очень часто к этапу решения олимпиадных задач ребенок подходит в неудовлетворительном арифметическом состоянии. К 4 классу по нескольким программам, например, еще не затрагивается деление на двузначное число в столбик, а порой и на однозначное. К сожалению, современная начальная школа злоупотребляет занимательностью обучения, расходуя львиную долю всего времени на далекие от математики задания, развивающие обычное внимание, бытовую логику, воображение и др. Я ничего не имею против соответствующих заданий в 4 — 5 классе, но только в том случае, если они не мешают своевременному развитию вычислительных навыков. У современных детей их значительно меньше, чем было в наше время. Печально, ибо умение быстро считать открывает репетитору по математике дорогу к содержательным и интересным задачам, понимание которых очень трудно добиться при работе с медленным учеником. Действительно, как можно удержать в голове цепь рассуждения, если после каждой логической операции, выполненной репетитором по математике в демонстрации какого-либо решения, ученику приходится напоминать о том, как выполняется обычное деление в столбик. На вычисления тратится дополнительное время, внимание переключается на подсчет и задача упускается. Итог — в глазах пустота, а в голове туман.

2) Числовые методы и законы находят применение в большом количестве сюжетных текстовых задач. Например, умение складывать все натуральные числа (без пропусков) до определенного значения необходимо в следующей задаче про грибника: вдоль тропинки на расстоянии 1 метра друг от друга растут грибы. Первый гриб находится также на расстоянии 1 мета от корзинки. Грибник собирает их по порядку и по одному относит в корзину, начиная с ближайшего. Какое расстояние он пройдет к моменту, когда будет сорван и отнесен в корзину последний гриб? Очевидно, что нужно умение найти сумму 1+2+3+…+n.

3) Обычно на первых уроках репетитор по математике присматривается к своему ученику, оценивая его мыслительный и вычислительный потенциал. Для получения максимально полной учебной картины репетитору нужно создать условия, в которых ученик 4 класса выполнял бы привычные и не очень сложные математические операций, не отягощенные логикой и объектной динамикой.
Числовые задачки как нельзя лучше подходят для подобной работы.

Примеры удачных задач репетитора по математике на числа:

1) Найдите количество выписанных чисел: 20;21;22;23;…90
2) Сколько четных чисел находится в промежутке между 31 и 101?
3) Все числа от 40 до 200 выписаны без пропусков. Какое число стоит по центру?
4) Зачеркните в записи 7452372045065 ровно 8 цифр так, чтобы в итоге получилось а) самое маленькое число б) самое большое число
5) Найдите сумму всех натуральных чисел а) от 1 до 500 б) от 100 до 400

C удовольствием возьмусь за олимпиадную работу в 4 классе, особенно за подготовку в Курчатоскую школу, в лицей Вторая школа, а также в 57 школу. Звоните и приезжайте. В отдельных случаях возможен выезд к Вам, но его вероятность обычно резко снижается по мере набора учеников. Поэтому звоните как можно раньше, желательно в первых числах сентября, либо в конце августа. Мне подходят cледующие районы Москвы: Крылатское, Митино, Октябрьское поле — Баррикадная, Химки, Куркино. Особенно удобно заниматься в пределах Строгино!!!

С уважением, Александр Колпаков. Репетитор по математие — олимпиадная подготовка.

{ 3 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Наталия 18 ноября, 2013 в 9:41

Александр Николаевич, опечатка: «на расстоянии 1 МЕТРА от корзинки». А подборка хорошая, спасибо. С уважением. Наталия

Екатерина 2 января, 2014 в 20:57

Про грибы что-то непонятно…( представила себе ( у меня получилось , что складываются только четные числа…ну , сходил до первого гриба и вернулся к корзинке -прошел два метра, потом сходил ко второму грибу- туда два метра и обратно два..наверно , не так что-то представляю ….

Наталия Ивановна 6 апреля, 2014 в 13:04

Большое спасибо, огромная польза. Успехов Вам, дорогой коллега!

Оставьте комментарий