7 смертных смертных грехов репетитора по математике

by Колпаков А.Н. on 9 октября 2013

В повседневной практике ежедневных занятий репетитор по математике попадает в самые разные и порой очень сложные обстоятельства (не только учебные), из которых нужно уметь выбираться. А любое дело нужно делать хорошо. Качество преподавания берет начало с выполнения репетитором простейших правил обучения и норм поведения при общении с учениками родителями, нарушение которых недопустимо ни при каких обстоятельствах, даже в случае любого учебного /бытового форс-мажора. Я для себя выделил список из 7 таких положений и назвал их: «7 смертных грехов репетитора по математике». С удовольствуем поделюсь ими с Вами.

1) Проведение урока математики без подготовки

Я уже не раз писал о том, что к каждому занятию нужно отдельно готовиться. Независимо от образования преподавателя и уровня его владения математикой. Уверенность репетитора в своих знаниях вовсе не гарантирует их передачу ученику. Почему? Даже узко ориентированные знания невозможно передать мгновенно, то есть с помощью одной единственной демонстрации решения или одной доказанной теоремы. Ученику нужно создать определенные условия для ведения им целенаправленной познавательной деятельности, комбинируя различные формы работы и контроля. Эта деятельность должна опираться на имеющиеся возможности памяти и мышления. Именно поэтому репетитору по математике нельзя полагаться на стандартные номера из учебника, тем более брать их наугад. Нужно обеспечить соответствие демонстрационно-ознакомительных заданий самостоятельно выполняемым, причем с учетом принятой стратегией устранения пробелов. Также важно настроиться на урок, чтобы он прошел живо и интересно. В этом случае информация будет лучше запоминаться.

Обычно ученик, согласившийся на дополнительные занятия, ищет в репетиторе по математике достойную альтернативу неудовлетворительному школьному обучению. Об этом нельзя забывать. Полезно приготовить вспомогательный материал (таблицы, схемы, теоретические «опорники»), продумать объяснения, наиболее подходящие для того или иного типа отстающего. Попытка репетитора по математике сработать «на лету», подбирая задания по ходу ведения урока, увеличивает вероятность появления методических, а иногда и математических косяков. Они недопустимы. Мое соответствие параметрам высококачественного преподавания подкрепляется наличием уникальных разноуровневых материалов (авторских наработок) и реальным (в отличие от общей массы других преподавателей) дифференцированным подом к каждому ученику.

2) Использование неизученных тем

Наибольшее число огрех репетиторов по математике приходится именно на использование материала с опережением, то есть того, что не рассматривалось до текущего момента. Учебные программы (5 — 11 класс) достаточно тесно переплетаются друг с другом, поэтому перепутать порядок изложения внутри каждой из них – проще простого. Репетитору по математике приходится держать в голове сразу несколько таких программ. Мне еще ни разу не доводилось работать с ребятами одного и того же класса /возраста, обучающихся по одной и той же программе. Такова учесть профессионального репетитора по математике, работающего в современных условиях.

Нельзя произвольно переставлять темы, использовать алгоритмы решения задач, взятые из последующего материала. Если принцип последовательного изучения нарушается – о качестве обучения можно забыть. Преподавание, при котором репетитор по математике совершает хаотичные скачки с темы на тему вообще сложно называть обучением. При отсутствии должного внимания к подготовке цикла уроков эти скачки, к сожалению, неизбежны.

3) Ненадлежащее физическое состояние репетитора

Лет 5 назад ко мне обратилась мама одного отстающего ученика 11 класса и мы начали заниматься. Когда я поинтересовался историей их учебы и разговор зашел о привлечении частных педагогов до меня, то оказалось, что одним их них был репетитор по математике – алкоголик Мальчик сам ездил на занятия (тоже в Строгино), поэтому мама не сразу узнала о пагубных пристрастиях преподавателя. Однажды она сама подвезла его к репетитору и сразу же почувствовала характерный запах перегара. Занятия сразу же прекратились. Позже выяснилось, что это было не в первый раз и ученик просто из вежливости терпел пьяного репетитора.

4) Повышение голоса на ученика

Если репетитор по математике кричит на уроке – он тем самым расписывается в собственной беспомощности и профессиональной несостоятельности. Повышение голоса непременно приведет к конфликту и, как следствие, к завершению занятий. Еще никто и никогда не добивался какого-либо результата, кроме отрицательного, работая на повышенных тонах. Я терпеливый и спокойный репетитор. Никогда не позволяю себе кричать как кого бы то ни было.

5) Репетитор допустил математическую ошибку

Я вспоминаю свою практику в школе, которую нужно было пройти студенту МПГУ. В первый же ее день наш куратор-методист сказал нам: «Запомните, что двойка за урок автоматически выставляется в том случае, когда допущена ошибка в математике». Я бы подправил: « … если она пропущена». Ошибиться может каждый. Хорошие репетиторы умеют распознать большую часть типичных ошибок еще до того, как будет получен неверный ответ в задаче. Главное не оставить их в окончательном виде.

6) Несоблюдение элементарных условий для проведения занятий

Обеспечение порядка и тишины во время проведения урока, а также комфортного расположения ученика на своем рабочем месте – прямые обязанности репетитора по математике. В комнате не должно быть никаких посторонних людей и даже животных, способных отвлечь внимание и помешать сосредоточиться. Недопустимы любые неудобства в посадке за стол (табуретки, низкие стулья и столы). Необходимо выключить все аудио-видео приборы и попросить родственников, находящихся в соседней комнате говорить тише. Математика – предмет, требующий высокой концентрации внимания каждую минуту его изучения. Любые посторонние звуки и голоса, не связанные с учебным процессом должны отсутствовать.

7) Репетитор по математике забыл об ученике

Трудно представить себе такое, но мне лично рассказывали о случаях срыва занятий по вине преподавателя. Если репетитор по математике забывает об уроке, то это говорит либо о его безответственном отношении к делу, либо о том, что он погружен в какую-то более важную работу, чем частные уроки. Поэтому он просто не помнит своего расписания без ежедневника. В любом случае с таким репетитором не стоит связываться. Работа преподавателем по совместительству (в частности по совместительству со школой) создает благоприятную почву для подобных срывов. Имейте это ввиду. Репетиторство, совмещаемое с какой-либо иной деятельностью, априори обречено на неудачу. Каждый ученик требует повышенного внимания к своим пробелам и обязательной детальной проработки дидактики урока. Причем систематической. Параллельная работа над чем-то иным неизбежно отвлекает внимание преподавателя от текущей программы и проблем ребенка. Кроме этого дети хорошо улавливают энергетику, исходящую от репетитора по математике. Если придти на занятие уставшим и из последних сил выдавливать из себя объяснения, то ученик увидит это и потеряет интерес к уроку.

Колпаков Александр Николаевич. Москва. Строгино.

{ 2 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Наталия 18 ноября, 2013 в 10:00

Забыли еще один. Речевые и грамматические ошибки (не опечатки, а систематические ошибки). Например, в современном языке запрещена форма придти, только прийти!
С уважением. Наталия

Александр 11 февраля, 2016 в 22:08

Дорогая, наталья!
Если человеку нечего сказать, то он начинает выискивать ошибки.

P.S. Имя написано с прописной буквы сознательно.

Оставьте комментарий