О востребованности репетитора по математике в наше время

by Колпаков А.Н. on 11 декабря 2014

Размещаю статью репетитора по математике Новикова Анатолия, присланную мне нелько дней назад.

Вопрос «зачем нужна математика?» или «для чего это нужно, то, что мы учим?!» задавали и мы: и школьниками, и, будучи студентами на лекциях.

Вопрос этот, даже в риторической постановке, не теряет своей актуальности, остроты и значения. И, не будем удивляться – и в наш век — всеобщего самого высшего и самого среднего образования.

Однажды ко мне домой в 1994 г. молодому репетитору по математике пришла ученица выпускного 9-го класса с просьбой научить ее правильно обращаться с пропорциями. Дело в том, что ей для того, чтобы поступить учиться на повара, необходимо уметь решать задачи на пропорции. Повар должен уметь по нормам закладки продуктов, определять необходимое количество продуктов на определенное количество порций.
Может быть, кому-то это покажется смешным. Но дело, в данном случае, не в простоте задачи по математике, а в том, что школа за 9 лет не дала человеку самого необходимого в практическом плане. Лучше сказать давала, но не научила.
Неумение решить простую арифметическую задачу оказывается может повлиять на судьбу человека!
Можно привести много примеров, когда наоборот, усиленные занятия математикой, помогли людям стать хорошими юристами, офицерами, врачами и т.д. и , по крайней мере, умными мамами для своих детей.
Да, не все станут математиками, физиками, инженерами, но роль математического образования не исчерпывается самим предметом и получением оценки в аттестат о среднем образовании.
Практикующему репетитору математики или учителю, работающему не только для вычитки стандарта программы, хорошо известно и понятно, что обучение есть самое благодарное поприще личностного развития, независимо от способностей ребенка и эффективности самого.

«Для чего же нужна эта математика» – знают сами учителя, а даже лучше их, знают физики и инженеры. А то, что занятия с хорошим репетитором нужны всем и каждому знают только те, кто прошел всю «школу», под присмотром персонального педагога. Знают также это и родители учеников, не пожалевшие трудов на оплату занятий. Знают об этом, естественно, и сами репетиторы по математике.
Будет неверно и несправедливо сказать, что вся заслуга в математическом образовании принадлежит только репетиторам. Школа, как институт массового образования, выполняет свою функцию. Но в данный исторический момент она не в состоянии это сделать хорошо. И даже если школа была бы способна на лучшее, институт репетиторства все равно бы остался. И он остается из-за своей эффективности, потому, что выполняет функция, которую массовая школа выполнить принципиально не может – следить за каждым учеником. Таковы реалии сегодняшнего образования.

Мне проходилось работать в школе с перерывами три-четыре года, начиная с 1993 г. Возвращаясь в школу, я всегда контрастами наблюдал картину деградации физико-математического и естественно-научного цикла, а вместе с ними и гуманитарного, так как они безусловно коррелированы.

При этом школа научилась прятать свою математическую несостоятельность за фасадом вывесок «лицей», «гимназия», «коллегиум» и пр. и уклоном этих заведений в гуманитарную область. По сути, прятать свою неспособность научить дисциплинам математического цикла за декларацией гуманитарных целей образования и «гуманизацией» самого образования.

То, что математика – краеугольный камень любого образования – известно не только преподавателям и репетиторам математики. Это знали, по всей видимости, и древние греки (интересно: знают ли об этом министры образования?). Но лучше всего об этом знает наша отечественная педагогическая наука. Которой отдадим должное – в свое время разработала для общества и государства добросовестные модели обучения и воспитания. Не ее вина, что государство не понимало или не хотело понимать всю важность образования и воспитания для будущего.

У системы среднего образования были два серьезных недостатка:

  • -переполненный ученический класс и
  • -неполноценный педагогический преподавательский состав, вследствие низкого процента высококвалифицированных специалистов и малого процента учителей — мужчин.

Эти же недостатки сохраняются и в современное время.

При таких условиях говорить о дифференциальном подходе в обучении просто некрасиво. В условиях классно-урочной системы в классе более 16 человек работать дифференцированно невозможно. Особенно, если есть очень способные и не очень способные ученики. Школа может гарантировать преподавание стандарта любого предмета, но индивидуальный подход к каждому ученику осуществить на уроке в классах более 12-16 учеников невозможно. Потому что это – ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД. Это принципиально иная форма обучения. Здесь и рождается необходимость в помощи репетитора.

Если репетитор по математике взялся Вам помочь, то перед ним на наш взгляд стоят следующие цели и задачи:

  • Вывести ученика на более высокий уровень не только репродуктивного научения, но и на более высокий уровень понимания предмета;
  • Развитить  когнитивных функций, силы мышления и речи;
  • Достижения результатов обучения возможных для ученика в ближайшей зоне развития;
  • Подготовиться не только к экзамену, но и к успешному обучению в ВУЗе;
  • Раскрыть полностью потенциал слабого ученика и помочь ему поверить в свои силы;
  • Воспитать дисциплину труда.
  • Сформировать методическую компетентность, т.е способность самостоятельно ставить и решать общие учебные цели и задачи по плану.

Если же ученик сильный, то перед репетитором по математике становится  задача раскрыть и развить его способностей, указать перспективы, которые может он достичь, если не будет лениться.
Итак, главная задача хорошего репетитора – ПОЛУЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТ.  Тот, который можно потрогать руками, измерить, увидеть, и тот, который, проявится позже, во время учебы в ВУЗе и в последующей трудовой деятельности сегодняшнего школьника.
И снова, возвращаясь к вопросу «зачем и всем ли нужна математика?».
Мой друг детства после окончания средней школы не поступил в военное училище с первой попытки. Год до следующих вступительных экзаменов он работал на тяжелой работе и готовился к поступлению со второй попытки. Как вы догадываетесь, не обошлось без репетитора по математике. На следующий год на Приемной комиссии Председатель комиссии, просмотрев результаты вступительных экзаменов (математику он сдал на «хорошо»), спросил: «Сколько раз подтягиваешься на перекладине?» — «Двадцать». – «Вы зачислены».

Затем были четыре года военного училища, развед-факультет, знание иностранного языка, затем Афган, контузия, два ордена, Юридическая академия, Министерство обороны Беларуси, третье образование, Управление при Президенте Беларуси, в данный момент Министерство иностранных дел Беларуси. Спрашивается: «пригодилась ли этому человеку в жизни математика, если он работает на юридическом поприще?»
Говорю от избытка своего опыта: всем и каждому нужен репетитор математики. Сколько раз я заходил в новые классы и сколько раз спрашивал новых своих учеников, не помню, чтобы мне вразумительно и ясно ответили на вопрос «чем цифра отличается от числа?». Я уже не говорю о том, что такое «метр», «килограмм» и секунда».

Итак, школа ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ МОЖЕТ РЕШИТЬ ВСЕХ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ и покрыть все пространство обучения. Это практически невозможно сделать в переполненных классах, и с большой разницей в способностях, если она наблюдается в конкретном классе.Так или иначе, репетитор математики нужен слабому ученику для расширения его фундамента и развития учебных способностей, и, самое главное, репетитор нужен КАЖДОМУ сильному ученику, чтобы раскрыть дарование и усилить активность мышления.
И все же, «всем ли и зачем нужна математика?» Однажды к моей коллеге, учителю физики, обратились работники нефтебазы со своей проблемой: у них большие цилиндрические емкости находятся в лежачем положении (на боковой поверхности). При таком расположении емкостей не так-то просто по замеру глубины оценить объемы остатков жидкости.
Желаю репетиторам математики и физики успешно справиться с задачами государственного экзамена, а также с задачей самого большого и трудного экзамена, который называется – жизнь. Новиков Анатолий.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий