Рассмотрим вопросы корректного вывод известной тригонометрической формулы разности углов, а именно:
Всем репетиторам по математике и ученикам, я надеюсь, хорошо известно доказательство, представленное в стандартном учебнике алгебры с использованием скалярного произведения векторов. Однако, далеко не все понимают, что в нем отражено только одно из возможных сочетаний углов X и Y, а именно < . Для этого достаточно вспомнить используемое в выводе формулы понятие угла между векторами. Как известно, угол между векторами лежит именно в полуинтервале .
Как формул доказывается в учебнике? Рассматривается главный случай, а считают, что доказано полностью. Для исправления этого «брака» я решил поделиться системой своего доказательства:
Корректное доказательство репетитора по математике
Отложим углы X и Y на тригонометрическом круге и соответственно векторы и . Я бы советовал репетитору по математике в цвете выделить точки и радиусы, соответствующие отложенным углам:
Точки A и B по определению косинуса и синуса угла получает координаты и
Так как и отложены от начала отсчета (радиус-векторы), то их координаты совпадут с координатами их концов А и B.
Выразим скалярное произведение векторов и через их координаты:
(1)
Теперь выразим это же произведение через длины и угол между векторами:
Учитывая, что радиус тригонометрического круга равен 1, а угол между векторами равен , получим
(2)
Приравняв правые части равенств (1) и (2), получим нужное равенство:
Теперь самое интересное: пусть .
Я покажу как справится с главным случаем если < . Остальные варианты доказываются аналогично, либо можно просто заменить X на угол, полученный из него вычитанием величины кратной , а дальше воспользоваться периодичностью синуса и косинуса (в обеих частях формулы).
В случае же периодичность репетитору по математике не поможет. Ее просто нет на этом множестве. Что делать?
Представим угол X, который очевидно больше чем , как сумму: . Тогда
<
<
Рисунок получается несколько перенасыщенным углами, но для упрощения его чтения репетитор по математике пользуется цветным оформлением:
Имеем:
(второе равенство — формула приведения)
К последнем выражению уже применима доказываема формула, так как мы имеем первый случай: разность под знаком косинуса меньше
Тогда, продолжая преобразования, получим
Что и требовалось доказать репетитору.
Конечно, я прекрасно понимаю авторов учебников. Давай такие полные доказательства школьнику — опасно. Во-первых, объем учебника не безграничен, а во-вторых у 80% старшеклассников не хватит терпения и мужества проследить за всеми пунктами полного вывода.
Поэтому для сильного ученика выходов два: либо искать эти доказательства самому, либо обращаться к репетитору по математике за квалифицированной консультацией. Правда далеко не любой репетитор способен увидеть, что доказательство в учебнике не доведено до конца.
С уважением, Александр Николаевич.
{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }