Несмотря на то обстоятельство, что математика – наука безупречно точная, школьная программа не может похвастаться полнотой и строгостью изложения. Белые пятна возникают в обоснованиях простых фактов, которые, казалось бы, и объяснять не нужно. Сильному ученику может и не надо, а вот слабый просядет именно в этот момент. Как правило, репетитор по математике с последним типом учеников сталкивается чаще, чем с первым, поэтому особую ценность приобретаюсь способности репетитора заполнить эти пятна точными объяснениями настолько, насколько это вообще возможно. Но откуда их взять? Средний репетитор — всего лишь выпускник технического Вуза (хорошо если педагогического), поэтому в основании математики (матанализа) вперемешку с теорией множеств слабо разбирается. В учебниках пробел, а ребенка надо вытягивать. Именно для этих целей я виду методические странички, на которых делюсь с коллегами своим личным опытом работы.
Приведу конкретный пример одного важного момента изложения курса школьной математики. Вспомните, как в 7 — 8 классе (по разным программам в разное время) учат строить график функции . Составляется таблица значений с удобными точками, которые потом переносятся на рисунок. Но, отметив конечное количество точек на координатной плоскости, карандаш репетитора (преподавателя) совершает ловкий маневр – проводит через них непрерывную линию. Стоп! Почему именно непрерывную? А вдруг график состоит из кусочков? Конечно, с понятием «непрерывность» дети знакомятся только 10 — 11 классе (да и в 11-ом обосновывать ничего не умеют) и поэтому не станут задавать лишних вопросов. Да и факт вроде бы не архи важный. Но это только на первый взгляд.
Следом изучается тема «квадратный корень» и репетитору по математике придется объяснять, что любое неотрицательное число является чьим-либо квадратом. В случае отсутствия разъяснения ребенок что называется отправится в «далекое плавание», ибо не сможет понять, что означают следующие записи , а впоследствии
,
и т.д.
Конечно, более-менее строгое доказательство непрерывности в 8 классе даже с репетитором по математике не потянуть.
Однако, на своем личном опыте я убедился в том, что достаточно обосновать отсутствие на параболе «скачка» (кликните на рисунке для его увеличения). Действительно, монотонный характер параболы объяснятся довольно просто.
Для того, чтобы убедить восьмиклассника в отсутствии скачкообразного поведения графика достаточно указать положительное число , при котором
<
. В качестве такого X можно взять любое положительное число, удовлетворяющее двум условиям:
<
и
<
. Если вдумчивый ученик поставит вопрос на последнем условии, репетитору по математике достаточно будет указать, что увеличивая степень числа 0,1, можно добиться значения, заведомо меньшего любого положительного числа
Тогда для выполнения второго неравенства примем
.
Остальное дело техники: из этих неравенств следует, что
<
и
<
Сложим эти неравенства:
<
<
<
<
Что и требовалось.
{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }