Репетитор о чистоте языка математики

by Колпаков А.Н. on 14 августа 2016

Давно хотел поднять тему чистоты использования терминов по математике в обыденной жизни. Наболело. Причем проблема выходит далеко за рамки уроков с репетитором. Сегодня по каналу РБК от серьезного и, наверное, уважаемого в деловых кругах человека Виталия Савельева – гендиректора Аэрофлота услышал фразу «Мы плюсуем количество пассажиров». Ни в русском, ни в математическом языке, если так можно выразиться, нет глагола «плюсовать». Плюс – всего лишь знак арифметического действия. Правильно сказать: «складываем / прибавляем количество пассажиров» либо «суммируем». Репетитор по математике изо дня в день сталкивается с разнообразными речевыми диссонансами,Репетитор по математике - плюсует однёрку хотя «сумма» и «суммируем» формально недалеко ушли от «плюса» и «плюсуем». Но последнее значительно больше режет слух. Как бритвой по горлу.

Еще один хит математической словесности — слово «однёрка». Для тех, кто «в танке» и не очень понимает сленг современного двоечника, объясняю: «однёрка» — слепая производная от числительного «один». Примерно как «два» и «двойка». Конечно, русский язык не математика и он постепенно меняется вместе с нами, подстраиваясь под нормы и удобство общения. Возможно и прижилась бы со временем эта «однёрка», если не знать такого слова, как «единица».

Причины коверкания слов в том или ином языке кроятся в инерционных процессах умственной деятельности, привычке добавлять без всякого разбора одни и те же окончания к первоисточникам. «Три» — «тройка», «четыре» — «четверка» и т.д. Кроме это есть и фонетическая разница. «Единица» несколько сложнее выговаривается. Но давайте будет говорить правильно.

Я бы не хотел, что бы меня в Аэрофлоте «отплюсовали»

Заметим, что слово «плюсуем» по такой же схеме как с «однёркой» образуется от слова «плюс». «Плюсовать» — образован по той же «логике», как глагол «вычитать» от существительного «вычитание», «делить» от «деление», «умножать» от «умножения». Но, откровенно говоря, я бы не хотел, что бы меня в Аэрофлоте «отплюсовали":)

Еще одна тема, но уже непосредственно касающаяся репетиторов по математике и школьных педагогов. Ох, как приятно в детском саду услышать от воспитателя: «Деточки, возьмите в рученьки карандашики и линеечки. Нарисуйте точечку, квадратик и треугольничек. Теперь обведите их в кружочек, затем в рамочку и сдайте листочек на проверочку». А теперь представьте взрослого богатыря — ученика 11 класса, пришедшего к репетитору по математике. А у того: «Найдем интегральчик на отрезочке. Получим ответик, который будет равен значению площади фигурочки с рисуночка». Не знаю как вам, но меня бы от услышанного, как минимум, бросило в хохот. А в худшем случае формообразования репетитора могут и обидеть «деточку». Действительно, кому из подростков захочется почувствовать себя малышом из подготовительной группы детского сада? Пожалуйста, будьте осторожнее в использовании уменьшительно–ласкательных форм математических терминов.

Возвращаясь к примеру с главой аэрофлота, замечу, что публичное использование в речи неправильных терминологических формообразований создает предпосылки к масштабному распространению привычки говорить неправильно. Конечно, дети не смотрят каналы ТВ, ориентированные на бизнес, но систематический поток ошибок в речи в итоге доберется и до них. Как ребенок подумает? Умный дядя в телевизоре сказал «углУбим» (с ударением на «У»), — наверное так и надо говорить. А переучиваться всегда сложно. Даже с репетитором.

Один из ярких примеров массового подхватывания красивых, но неграмотных оборотов вокруг математики из уст публичных людей (не будем касаться высоких имен) – «Мы улучшили жизнь москвичей в разы». Правильно сказать «увеличили в несколько раз». Если все — таки «увеличили в разы», то результат такого роста должен отличаться от исходного числа и в два, и в три, и четыре, и в «и так далее раз». То есть «во все разы» сразу :))))) Доходчиво объяснил разницу?

Присылайте свои заметки — примеры «сквернословия» по математике, смешные ляпы, с которыми сталкиваетесь в быту и работе. Лучшие «хиты» будут опубликованы. Давайте совместно бороться за чистоту языка.

С уважением, репетитор по математике, А.Н. Колпаков

{ 2 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Диана 31 августа, 2016 в 4:18

«Цифра» и «Число» отличаются друг от друга также, как «Буква» и «Слово». Поэтому говорить «сложим цифры» неверно. Есть, конечно, пара случаев, когда вроде бы говорить о действиях над цифрами оправдано. Например, признак делимости на 3 (сумма цифр числа) и в статистике (дайте мне реальные цифры). Но во всех остальных случаях лучше употреблять эти два слова правильно.

Екатерина 11 ноября, 2016 в 15:32

Некоторые ученики, да и учителя — репетиторы часто путают понятия «сократить» и «взаимно уничтожить», в первом случае это относится к дробям, а во втором к противоположным по знаку слагаемым.

Оставьте комментарий