Репетитор по математике о подготовке к олимпиадам

by Колпаков А.Н. on 7 сентября 2020

Довольно часто в последние годы даже начинающие репетиторы по математике получают заказы на работу с олимпиадными учениками. И если с программами и методиками занятий школьного уровня все более-менее ясно и многое изложено в соответствующей литературе, то найти методики олимпиадной подготовки весьма непросто. Давно хотел заполнить информационный вакуум на этом поприще, вот, наконец, дошли руки.

В этой статье Вы узнаете о моих приемах и принципах работы с олимпиадными учениками разных классов. Я дам советы репетиторам и родителям относительно организации олимпиадных занятий по математике, контролю и обеспечению оптимальных условий их проведения. Также рассмотрим типичные проблемы возникающие в процессе практической работы преподавателя.

Проблемы и содержание олимпиадной подготовки у репетитора по математике

О старте занятий

Момент прихода ученика не предсказуем. Это может случится в разное учебное время в течение года, когда репетитор сильно занят, или, наоборот, слишком свободен. Временной параметр может повлиять на решение найденного Вами преподавателя взяться за подготовку. Имейте ввиду, что чем старше ученик, тем более затратен сам «проект». Это связано с тем, что олимпиадные задачи для «взрослых» школьников несут большую палитру инструментариев для решения, дидактически труднее систематизируются и тем более тиражируются. Превалирующий штучный характер задач заставляет репетитора по математике Репетитор по математике. Олимпиадные задачиной подготовкиготовить каждую из них отдельно. Это очень затратно и сложно. А ведь еще нужны домашние задания. При большой загрузке репетитора Вы либо получите от него отказ, либо какую-нибудь халтуру на выходе. Поэтому, решившись на олимпиадную линию обучения, желательно записываться к преподавателю летом, когда легче выделить дополнительное время для погружения в тематику олимпиад.

Форма проведения уроков

Я категорически против любой удаленки в виде скайпа, зума или любой другой подобной дряни. Олимпиадные уроки не исключение. Уже много раз высказывался по этому поводу. Любой посредник между репетитором и учащимся, в данном случае в виде компьютера, вносит, как минимум, лишние тормоза в процесс. Быстро ошибку не исправишь, к старым записям не вернешься, тетрадь в нужном ракурсе к глазам ученика не повернешь, модели многогранников не поиспользуешь. И многое еше. Особенно противопоказаны он-лайн уроки для маленьких и слабо мотивированных учеников.

Кому рекомендованы олимпиадные занятия у репетитора

Совсем не обязательно готовиться к конкретным олимпиадам или вступительным экзаменам в сильные школы. Тем более, что рейтинговая математическая школа — атнють не панацея всех проблем обучения. Поступив в нее, Вы можете разочароваться, например, чрезмерно завышенным уровнем математики, скоростью и качеством объяснений (оформлений), а иногда и безответственной (не системной) работой преподавателя, сваливающего на голову ученика целую лавину сложных заданий с расчетом на то, что он сам добудет необходимые знания. Можно учиться в обычной школе или матклассе и параллельно с квалифицированным репетитором погружаться в олимпиады и разнообразные внепрограммные темы и задачи. Уверяю Вас, что на выходе получите результат для ЕГЭ или МГУ — ДВИ, как минимум не хуже, чем обучаясь в каком-нибудь Втором Лицее или 179 школе. Если вашему ребенку легко дается базовая математика и, тем более, скучны ее задачки, — обязательно приведите его на олимпиадные уроки. Остановка в развитии — опасная вещь.

Характер и содержание уроков

Если обычная программа в школе подразумевает четкий последовательный порядок тем и теоретический фундамент в виде фактов и формул, то олимпиадные варианты довольно трудно подкрепить дополнительной теорией. Поэтому единственно возможный путь у репетитора — решать и решать задачи в разнобой. Главное не выходить за рамки имеющихся в голове ученика инструментов.

Разнообразие олимпиад впечатляет. В большинстве своем они живут автономной жизнью в отрыве от программных стандартов. Однако некоторая их часть, особенно ориентированная на старшеклассников, все же опирается на некую минимальную платформу знаний по школе. И ей надо владеть безупречно. Отсюда вывод: репетитор по математике все равно обязан оглядываться на школу и предварительно устранить все ее недоработки. Только после этого можно браться за олимпиадные высоты.

Навыки руления нестандартных ситуаций никогда не сформируются быстро, будь Ваш репетитор по математике хоть семи пядей во лбу. Поэтому планируйте долгосрочное сотрудничество и всегда следите за учебой своего ребенка.

Список нежелательных действий репетитора, родителей и учеников

Принос неизвестных задач на урок

Распространенная проблем в работе с маленькими учениками 4-6 классов. Родителям в этом возрасте, как правило, еще хватает математических знаний и они рвутся их показать, активно включаясь в процесс обучения параллельно с репетитором. Откапывают какие-то олимпиадные варианты из разных источников, часто сомнительных, и приносят их на урок со словами: «Мы тут не смогли решить одну задачку. Объясните нам ее, пожалуйста». Следует понимать, что взятая Вами задача может 1) быть не рассчитана на текущую учебную ситуацию 2) требовать для объяснений дополнительной подготовительной базы 2) затормозить ход урока и даже сорвать его.

Репетитору придется для начала решить ее самому (а это не всегда происходит за 5 минут), далее ПОДУМАТЬ как ее донести ребенку и только потом реализовать объяснения. Процесс может не предсказуемо затянуться и планы на занятие будут сорваны. Ученик останется без разбора заранее приготовленных задач и, как следствие, без домашнего задания. Поэтому я рекомендую заранее прислать на почту или на Whats App репетитору по математике фото варианта, чтобы он оценил целесообразность его использования на ближайшем уроке. Кроме этого можно наткнуться на какую-нибудь неточность или откровенный дебилизм в условии. Если номера школьных учебников проходят какое то ОТК, то олимпиады открывают полную свободу для фантазии ставителя. И далеко не всегда она проявляет себя адекватно.

Перегрузка другими репетиторами или кружками помимо математики

Олимпиадные задачи имеют свойство не решаться за 5 минут :). Если в один день идея не пришла в голову — следует сделать второй, третий, четвертый подход к заданию в другие дни. Как штангист к штанге. А где взять столько времени, если кроме математики ребенок дополнительно загружен чем то еще?

Нет смысла заниматься интенсивно

Во-первых, ни один репетитор не сможет массово обеспечить ученика потоком олимпиадных задач. Каждую из них надо отдельно решить и только потом планировать. Во-вторых, интенсивные занятия уменьшают возможности «подходов к штанге» (читайте выше). Оптимальный режим — 1 раз в неделю. Если нужно чистить или дополнять школу — тогда 2 раза. Первый день тратим на базу, а второй на олимпиады.

О моих приемах работы

Их много и большинство методических «фишек» трудно поддается описанию. Одним приемом все же поделюсь. Сложная задача требует времени, чтобы в нее погрузиться. Если на занятии репетитор предложит ее и сразу же расскажет решение, то так же быстро оно и вылетит из головы. Мозг не получит должную нагрузку, объяснения будет труднее понять (ведь условие олимпиадной задачи не всегда быстро запоминается). Если дать побольше времени повозиться с ней на уроке, то его можно капитально «повесить». А ведь время репетитора дорого.

Поэтому я часто задаю на дом заведомо не подъемные задачи, которые хочу потом разобрать. Важное дополнение — предлагаю только то, к чему можно хоть как то пытаться подступаться, дабы ученик с пользой для себя содержательно повозился с решением дома. В этом случае он успеет, как минимум, лучше проникнуться условием, оценит уровень сложности и вообще окажется в теме проблемы, причем со всеми нюансами и особенностями своих неудачных потуг к решению. Все это поможет создать дополнительный интерес к изучению репетиторского объяснения и оно легче воспримется.

Важно ОТБИРАТЬ материал для урока, а не решать какие попало варианты подряд. Любая задачка должна вносить вклад в развитию математического мышления, а не являться средством для банального развлечения. Последним часто грешат некоторые репетиторы и даже составители олимпиад. К задачам развлекательно характера я бы отнес, например, задачи на разрезание. Времени убиваем много, а пользы на 2 копейки.

С уважением и помощью репетитор по математике из Строгино, Колпаков А.Н.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий