Дробная линейная функция на занятиях с репетитором по математике

Рассмотрим вопросы методики изучения такой темы, как «построение графика дробной линейной функции». К сожалению, ее изучение удалено из базовой программы и репетитор по математике на своих занятиях не так часто ее затрагивает, как хотелось бы. Однако, математические классы еще никто не отменял, вторую часть ГИА тоже. Да и в ЕГЭ существует вероятность ее проникновения в тело задачи С5 (через параметры). Поэтому придется засучить рукава и поработать над методикой ее объяснения на уроке со средним или в меру сильным учеником. Как правило, репетитор по математике вырабатывает приемы объяснений по основным разделам школьной программы в течение первых 5 -7 лет работы. За это время через глаза и руки репетитора успевают пройти десятки учеников самых разных категорий. От запущенных и слабых от природы детей, лодырей и прогульщиков до целеустремленных талантов.

Со временем к репетитору по математике приходит мастерство объяснений сложных понятий простым языком не в ущерб математической полноте и точности. Вырабатывается индивидуальный стиль подачи материала, речи, визуального сопровождения и оформления записей. Любой опытный репетитор расскажет урок с закрытыми глазами, ибо наперед знает, какие проблемы возникают с пониманием материала и что нужно для их разрешения. Важно подобрать правильные слова и записи, примеры для начала урока, для середины и конца, а также грамотно составить упражнения для домашнего задания.

О некоторых частных приемах работы с темой пойдет речь в данной статье.

С построения каких графиков начинает репетитор по математике?

Нужно начать с определения изучаемого понятия. Напоминаю, что дробной линейной функцией называют функцию вида y=\dfrac{ax+b}{cx+d}. Ее построение сводится к построению самой обычной гиперболы путем известных несложных приемов преобразования графиков.Преобразование графика. Гипербола. На практике, несложными они оказываются только для самого репетитора. Даже если к преподавателю приходит сильный ученик, с достаточной скоростью вычислений и преобразований, ему все равно приходится рассказывать эти приемы отдельно. Почему? В школе в 9 классе строят графики только путем сдвига и не используют методов добавления числовых множителей (методов сжатия и растяжения). Какой график используется репетитором по математике? График квадратного корня. Используется репетитором по математике С чего лучше начать? Вся подготовка проводится на примере самой удобной, на мой взгляд, функции y= \sqrt{x}. А что еще использовать? Тригонометрию в 9 классе изучают без графиков (а в переделанных учебниках под условия проведения ГИА по математике и вовсе не проходят). Квадратичная функция не имеет в данной теме такого же «методического веса», какой имеет корень. Почему? В 9 классе квадратный трехчлен изучается досконально и ученик вполне способен решать задачи на построение и без сдвигов. Форма f(x)=(x-3)^2 мгновенно вызывает рефлекс к раскрытию скобок, после которого можно применить правило стандартного построения графика через вершину параболы и таблицу значений. С y=\sqrt{x-3} такой маневр выполнить не удастся и репетитору по математике будет легче мотивировать ученика на изучение общих приемов преобразований. Использование модуля y=|x| тоже не оправдывает себя, ибо он не изучается так же плотно, как корень и школьники панически его боятся. График модуля икс К тому же, сам модуль (точнее его «навешивание») входит в число изучаемых преобразований.

Итак, репетитору не остается ничего более удобного и эффективного, как провести подготовку к преобразованиям с помощью квадратного корня. Нужна практика построений графиков примерно такого вида y=2-\sqrt{6-2x}. Будем считать, что эта подготовка удалась на славу. Ребенок умеет сдвигать и даже сжимать/растягивать графики. Что дальше?

Далее стоит напомнить о том, как выглядит обратная пропорциональность y=\dfrac{k}{x} и в каких четвертях располагается ее график в зависимости от знака коэффициента k.

Следующий этап – обучение выделению целой части. Пожалуй, это основная задача репетитора по математике, ибо после того, как целая часть будет выделена, она принимает на себя львиную долю всей вычислительной нагрузки на тему. Чрезвычайно важно подготовить функцию к виду, вписывающемуся в одну из стандартных схем построения. Также важно описать логику преобразований доступным понятным , а с другой стороны математически точно и стройно.

Напомню, что для построения графика y=\dfrac{ax+b}{cx+d} необходимо преобразовать дробь к виду y=m+ \dfrac{k}{x \pm n}. Именно к такому, а не к
y=m \pm \dfrac{k}{ax+d}, сохраняя знаменатель. Почему? Сложно выполнять преобразования того графика, который не только состоит из кусочков, но еще и имеет асимптоты. Непрерывность используется для того, чтобы соединить две-три более-менее понятно передвинутые точки одной линией. В случае разрывной функции не сразу разберешь, какие именно точки соединять. Поэтому сжимать или растягивать гиперболу – крайне неудобно. Репетитор по математике просто обязан научить школьника обходиться одними сдвигами.

Для этого помимо выделения целой части нужно еще удалить в знаменателе коэффициент c.

Выделение целой части у дроби

Как научить выделению целой части? Репетиторы по математике не всегда адекватно оценивают уровень знаний школьника и, несмотря на отсутствие в программе подробного изучения теоремы о делении многочленов с остатком, применяют правило деления уголком. Если преподаватель берется за уголочное деление, то придется потратить на его объяснение (если конечно все аккуратно обосновывать) почти половину занятия. К сожалению, не всегда это время у репетитора имеется в наличии. Лучше вообще не вспоминать ни о каких уголках.

Существует две формы работы с учеником:
1) Репетитор показывает ему готовый алгоритм на каком-нибудь примере дробной функции.
2) Преподаватель создает условия для логического поиска этого алгоритма.

Реализация второго пути мне представляется наиболее интересной для репетиторской практики и чрезвычайно полезной для развития мышления ученика. С помощью определенных намеков и указаний часто удается подвести к обнаружению некой последовательности верных шагов. В отличие от машинального выполнения кем-то составленного плана, школьник 9 класса учится самостоятельно его искать. Естественно, что все пояснения необходимо проводить на примерах. Возьмем для этого функцию y=\dfrac{2x+3}{x-2} и рассмотрим комментарии репетитора к логике поиска алгоритма. Репетитор по математике спрашивает: «Что мешает нам выполнить стандартное преобразование графика y=\dfrac{k}{x}, при помощи сдвига вдоль осей? Конечно же, одновременное присутствие икса и в числителе и в знаменателе. Значит необходимо удалить его из числителя. Как это сделать при помощи тождественных преобразований? Путь один – сократить дробь. Но у нас нет равных множителей (скобок). Значит нужно попытаться создать их искусственно. Но как? Не заменишь же числитель на знаменатель без всякого тождественного перехода. Попробуем преобразовать числитель, чтобы в него включалась скобка, равная знаменателю. Поставим ее туда принудительно и «обложим» коэффициентами так, чтобы при их «воздействии» на скобку, то есть при ее раскрытии и сложении подобных слагаемых, получался бы линейный многочлен 2x+3.

Как репетитор по математике вставляет пропускиРепетитор по математике вставляет пропуски для коэффициентов в виде пустых прямоугольников (как это часто используют пособия для 5 – 6 классов) и ставит задачу — заполнить их числами. Подбор следует вести слева направо, начиная с первого пропуска. Ученик должен представить себе, как он будет раскрывать скобку. Так как ее раскрытия получится только одно слагаемое с иксом, то именно его коэффициент должен быть равным старшему коэффициенту в старом числителе 2х+3. Поэтому, очевидно, что в первом квадратике оказывается число 2. Он заполнен. Репетитору по математике следует взять достаточно простую дробную линейную функцию, у которой с=1. Только после этого можно переходить к разбору примеров с неприятным видом числителя и знаменателя (в том числе и с дробными коэффициентами).

Идем дальше. Преподаватель раскрывает скобку и подписывает результат прямо над ней.
преподаватель подписывает результат раскрытия скобкиМожно заштриховать соответствующую пару множителей. К «раскрытому слагаемому», необходимо добавить такое число из второго пропуска, чтобы получить свободный коэффициент старого числителя. Очевидно, что это 7.

Итог подбора:
Итог подбора

Далее дробь разбивается на сумму отдельных дробей (обычно я обвожу дроби облачком, сравнивая их расположение с крылышками бабочки). И говорю: «Разобьем дробь бабочкой». Школьники хорошо запоминают эту фразу.
Разбиение дроби бабочкой

Репетитор по математике показывает весь процесс выделения целой части до вида, к которому уже можно применить алгоритм сдвига гиперболы y=\dfrac{7}{x}:
Как репетитор по математике показывает выделение целой части

Если знаменатель имеет не равный единице старший коэффициент, то ни в коем случае не нужно его там оставлять. Это принесет и репетитору и ученику лишнюю головную боль, связанную с необходимостью проведения дополнительного преобразования, Причем самого сложного: сжатия — растяжения. Для схематического построения графика прямой пропорциональности не важен вид числителя. Главное знать его знак. Тогда к нему лучше перебросить старший коэффициент знаменателя. Например, если мы работаем с функцией y=2+\dfrac{7}{3x-2}, то просто вынесем 3 за скобку и «поднимем» ее в числитель, конструируя в нем дробь \frac{7}{3}. Получим значительно более удобное выражение для построения: y=2+\dfrac{\frac{7}{3}}{x-\frac{2}{3}} Останется сдвинуть y=\dfrac{\frac{7}{3}}{x} на \frac{2}{3} вправо и на 2 вверх.

Если между целой частью 2 и оставшейся дробью \dfrac{\frac{7}{3}}{x-\frac{2}{3}} возникает «минус», его тоже лучше занести в числитель. Иначе на определенном этапе построения придется дополнительно отображать гиперболу относительно оси Oy. Это только усложнит процесс.

Золотое правило репетитора по математике:
все неудобные коэффициенты, приводящие к симметриям, к сжатиям или растяжениям графика нужно перебросить в числитель.

Трудно описывать приемы работы с любой темой. Всегда остается ощущение некоторой недосказанности. Насколько удалось рассказать о дробной линейной функции — судить Вам. Присылайте Ваши комментарии и отзывы к статье (их можно написать в окошке, которое Вы видите внизу страницы). Я обязательно их опубликую.

Колпаков А.Н. Репетитор по математике Москва. Строгино. Методики для репетиторов.

{ 7 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Егор Гришмановский 23 ноября, 2014 в 15:53

Спасибо за столь понятное объяснение! Очень помогло.
(Студент первого курса)

Natalia 16 марта, 2015 в 3:43

Cпасибо, очень доходчиво и интересно.
Скажите, занимаетесь ли вы репетиторством через скайп?Очень нужен толковый помощник семикласснику (школа с углубленным изучением математики).

Анастасия 18 августа, 2015 в 3:23

Подскажите, пожалуйста, на самом первом чертеже график разве будет не поднят по оси ОУ на b? Или я не правильно поняла? Просто у вас он опущен.

Колпаков А.Н. 18 августа, 2015 в 7:20

Движение «вверх» и «вниз» определяется знаком слагаемого +b, который может быть любым. Если перед условным параметром, необходимым для записи функции общего вида, стоит знак +, то это вовсе не означает, что данное число положительное. Попробуйте подставить вместо b какое-нибудь отрицательное число, например -2, а затем сдвиньте гиперболу так, как Вам объяснял Ваш школьный преподаватель или репетитор по математике. График как раз опустится по уровню горизонтальной асимптоты до значения -2. Теперь замените на моем рисунке соответствующую точку оси ОУ на -2 и сравните. Для изложения сути проблемы просто не было надобности рассматривать оба варианта знака числа b. Укажите, пожалуйста, в новом комментарии, прояснилась ли для Вас ситуация.

Анастасия 18 августа, 2015 в 17:44

Спасибо за ответ. Да, я приняла + b как положительный знак у числа, поэтому для меня и получилось расхождение с графиком.

АВН 23 декабря, 2019 в 17:30

А метод деления числителя на знаменатель не рассматривается столбиком? Он проще.

Колпаков А.Н. 13 января, 2020 в 8:18

Уважаемый АВН, сразу видно, что Вы не работали преподавателем или репетитором. Проще получить, но сложнее объяснить. В статье же специально об этом сказано. Читайте внимательнее. Показан способ быстрого объяснения, не засоренного лишними манипуляциями с дополнительно вовлеченными в этот процесс объектами (я имею ввиду столбик). Мой опыт преподавания говорит о том, что такой подход (без беготни с темы на тему) более понятен слабому учащемуся. Если репетитор по математике смешает графики со столбиком, то, как минимум, придется потратить дополнительное время на обоснование алгоритма деления. Потребуется отдельная запись деления с последующим безошибочным отображением остатка, неполного частного и делителя в соответствующие места дробной записи. Это не вызовет проблем только у сильного ученика.

Оставьте комментарий