Критерии оценок Курчатовской олимпиады от 21 февраля 2021г

Публикую критерии оценок, по которым выставлялись баллы на пробной Курчатовской олимпиаде от 21 февраля 2021 года. Сам вариант опубликован здесь

Задача 1
1) Решение верное и объяснения верные и верный ответ — 7 баллов
2) Ход решения и обоснования верны, но имеется вычислительная ошибка — 4 баллов
3) Ход решения верный, вычислительных ошибок нет, но пояснения частичные - 4 балла
4) Ход решения и обоснования верные, вычислительных ошибок нет, но отсутствуют наименования — 4 балла
5) Ответ верный, но вычисления записаны без пояснений — 3 балла
6) Неверный ход решения или присутствует только ответ — 0 баллов

Задача 2
1) Решение верное с верным обоснованием и ответом — 7 баллов
2) Ход решения и обоснования верные, но допущена вычислительная ошибка или отсутствуют наименования — 4 балла
3) Ход решения верный, вычислительных ошибок нет, но пояснения частичные 4 балла
4) Ход решения и обоснования верные, вычислительных ошибок нет, но отсутствуют наименования — 4 балла
5) Ответ верный, но записаны вычисления без пояснений — 3 балла
6) Путь решения верный, но введена переменная без объяснения — 3 балла
7) Неверный ход решения или присутствует только ответ — 0 баллов
8) Ход решения верный, но ответа нет — 0 баллов

Задача 3
1) Решение верное с верным обоснованием и ответом — 7 баллов
2) Ход решения и обоснования верны, но допущена вычислительная ошибка — 4 балла
3) Ход решения верный, вычислительных ошибок нет, но пояснения частичные — 4 балла
3) Ответ верный, но записаны вычисления без объяснений — 3 балла
4) Путь решения верный, вычислительных ошибок нет, найдено количество чашек, выпитых каждой купчихой, но ответа к задаче нет — 3 балла
5) Неправильный ход решения или записан только ответ — 0 баллов

Задача 4
1) Даны правильные ответы на все три вопроса — 7 баллов
2) Даны верные ответы только на два вопроса — 5 баллов
3) Дан правильный ответ только на один вопрос 3 балла
4) В остальных случаях — 0 баллов

Задача 5
1) Ход решения верный, записаны верные рассуждения и получен верный ответ — 7 баллов
2) Ход решения верный , получен правильный ответ, но обоснования содержат какие-то пробелы или неточности — 4 балла
3) Верный ответ при неверных рассуждениях или их отсутствии, или неверный ответ — 0 баллов
4) правильный ответ получен из действия 25:4=5 (ост 1) — частный случай — 0 баллов
5) Задача решена перебором вариантов, но он не полный — 0 баллов

Задача 6
1) Верное решение с верным обоснованием
2) Ход решения и пояснения верные, но имеется вычислительная ошибка — 4 балла
3) Путь решения правильный, без вычислительных ошибок, но пояснения частичные — 4 балла
4) Ход решения и объяснения правильные, без вычислительных ошибок, но пропущены наименования — 4 балла
5) Ответ верный, но записаны вычисления без пояснений — 3 балла
6) Неверный ход решения или присутствует только ответ — 0 баллов

Задача 7
1) Ход рассуждения верный, записаны верные рассуждения и получен верный ответ — 7 баллов
2) Ход решения и обоснования верны, но допущена вычислительная ошибка или перепутаны понятия «число» и «цифра» — 4 балла
3) рассмотрен частный случай с произведением чисел 9,8,7 и чисел от 1 до 6, правильно выполнено сравнение чисел, но для остальных вариантов рассуждения не закончены 3 балла
4) Во всех остальных случаях — 0 баллов

Репетитор по математике о критериях оценок: В прошлом году ко мне в Строгино специально заехал папа одного из учеников передал официальную распечатку критериев оценок олимпиады, выданную ему по запросу в Курчатовской школе. Впервые изучаю подобный документ и хочется поделиться впечатлениями. По пунктам.

1) Задача 2 пункт 2 полностью включает в себя пункт 4. Зачем тогда «лохматить бабушку» :)?
2) Какая может быть переменная в решении второй задачи?
3) Какие могут быть «остальные случаи» в критериях к задаче 4?
4) почему то о наименованиях говорится в критериях не для каждого номера
5) В последней задаче весьма странные пункты 2 и 3. Что можно не правильно назвать во 2-ом пункте? Если ученик цифры от 1 до 9 называет числами, то тут никакой ошибки нет. Имеет полное право. А чисел, которые не являются цифрами в задаче просто нет. Или создатель критериев считает, что ученик может произведения в левой либо в правой части назвать цифрой? Даже если и так, то при правильном решении снижать из за этого на 3 балла — несправедливо. В 3 пункте вряд ли ученик остановится ТОЛЬКО на сравнении 9 \cdot 8 \cdot 7 < 1 \cdot 2 \cdot 3 \cdot 4 \cdot 5 \cdot 6 . Моя ученица верно выполнила оценку левой и правой части по максимуму и минимуму в последнем номере и за это все равно поставили 3 балла.

Дополнительно привожу список умений и навыков, которые по задумке создателей олимпиады в Курчатовской школе, должен проверять вариант:

Задача 1. Задача проверяет простейшие арифметические навыки, соотношения между единицами массы, вычитание, деление с остатком, умение делать правильный вывод из полученных результатов.

Задача 2. Осмысленное чтение текста и составление алгоритма решения; использование соотношения между единицами времени и связи между величинами, характеризующими процесс движения; сравнение однородных величин

Задача 3. Решение текстовой задачи арифметическим способом или с помощью уравнения
Комментарий репетитора по математике А каком вообще уравнении может идти речь?

14-x+15-x=11

Но тут отрицательные числа ... Два раза икс. Не стоит рассчитывать что ученик в 4 классе знаком с равносильными преобразованиями в уравнениях (даже простейшими) и сообразит заменить -x-x на [math]-2x[math]. Этому как раз и должна в рамках программы научить Курчатовская школа в 5-6 классе., а не требовать формирование навыка преобразований от ученика при поступлении.

Задача 4. Конструктивное решение, нахождение различных вариантов прямоугольников, знание периметра и площади прямоугольника и квадрата

Задача 5. Проверяет логическое мышление и способность поиска нестандартных путей и решений, сравнение и упорядочение однородных величин.

Задача 6. Представление числа в виде произведения нескольких множителей различными способами, вычислительные навыки. особенность этой задачи состоит в том, чтобы найти все ее решения, так как множитель «единица» можно использовать сколько угодно раз

Задача 7. Понимание различия между понятиями «цифра» и «число»?нестандартность мышления.

Комментарий репетитора: Воды, конечно, налили вдоволь. С четвертой задачи, либо вообще все пункты, взяты с прошлогоднего варианта 2020 года. Тогда и с уравнением все понятно. Там как раз была фишечка единичкой в 6 номере, а также периметры с площадями в четвертом. Хотя скреплен привезенный мне листочек с критериями оценок именно последнего варианта олимпиады, то есть 2021 года. В общем Курчатовская школа продолжает в моих глазах терять уважение. Надеюсь ситуация изменится и работа школы будет более четкой.

P.S. Приезжайте ко мне в Строгино на занятия олимпиадной математикой. Я занимаюсь подготовкой к олимпиадам и вступительным экзаменам в любые школы Москвы, не обязательно в Курчатовскую. Уроки проходят строго очно и индивидуально, без групп. Возможны занятия в выходные.

Строгино, ул Кулакова (от м.Щукинская 15 минут на автобусе), без выезда. С уважением, Колпаков А.Н. Репетитор по математике, олимпиадные задачи