Курчатовская олимпиада по математике 2023г. Февральский тур

В феврале в качестве репетиции реального экзамена Курчатовская школа проводит платный пробный олимпиадный тур по математике для учащихся 4 классов. В 2023 году испытание проходило 17 февраля, причем попасть на него впервые за всю историю Курчатовской школы могли только те, кто либо посещал подготовительные курсы, либо так называемые мастер-классы. Странный регламент, но видимо таким образом Курчатовская школа пытается массово забрать у репетиторов по математике учеников и заставить посещать свои коллективные занятия (несмотря на их откровенно низкий КПД). Вариант был таким:

1) В столовой за порцию бутерброда с супом заплатили 143 рубля, а за бутерброд с половиной порции супа можно было заплатить 105 рублей. Какова стоимость бутерброда?

2) Стадо коров вывели пастись на поле. Пастух Федя подсчитал сумму имевшихся у них хвостов, рогов и ног. Эта сумма оказалось равной девятому по счету четырехзначному числу. Сколько паслось коров?

3) Отрезок АВ имеет длину 3012 см. Его разделили двумя точками на три отрезка разной длины. Середины двух крайних отрезков удалены друг от друга на расстоянии 2023 см. Какова длина среднего отрезка?

4) Аня задумала натуральное число суммой цифр 62 и зашифровало его буквами. Получилось слово СТАРАТЕЛЬНЫЙ. В Нем одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры, а различные буквы — различные цифры. Вычислите значение выражения 2023 T + 2023 A

5) Папа старше Кирилла 4 раза, но на 3 года младше мамы. Спустя 5 лет всем троим вместе будет 120 лет. Каков сейчас возраст Димы?
6) Петухи склевали вместе 120 зерен, причем каждый склевал либо 9, либо 7, либо 5 зернышек. Могло ли количество петухов равняться 15 ?

7) Витя нарисовал на листе бумаги прямоугольник и вырезал из него квадрат, у которого сторона равна меньшей стороне нарисованного прямоугольника. Из оставшейся части Витя снова вырезал квадрат по тому же принципу. В результате двух таких вырезаний от нарисованного прямоугольника у Вити получился квадрат со стороной 5см. Каковы размеры могли быть у начального прямоугольника?

Репетитор по математике о содержании варианта

Давно не видел такого примитивного варианта пробника. Составители особо не утруждали себя в подборе. Просто взяли из интернета, но даже здесь умудрились устроить лажу. Во-первых в задаче про коров допустили опечатку в условии, предложив не девятое по счету число, а восьмое (в следствие чего число коров в ответе оказалось дробным). По завершении ошибку официально признали и задачу исключили из списка оцениваемых. Во-вторых, существуют безрогие коровы, а у тех, что с рогами, в отличие от быка, рога бывают настолько маленькими, что их практически не видно. В-третьих в задача с ребусом СТАРАТЕЛЬНЫЙ повторилась аж третий раз. Два точно таких же условия по количеству различных цифр числа с суммой 62 уже встречались на Курчатовских олимпиадах в прошлые годы. Репетитор по математике, долгое время занимающийся подготовкой в Курчатовскую школу отлично их помнит.

Задача про возраста является программной для 5-6 класса. Олимпиадной ее можно считать только с большим натягом. Без определенной картинки на временной оси (если не использовать уравнение с тремя иксами) ее невозможно решить, А решение по картинке довольно сложно записать. Я бы такую задачу не пропустил, ибо она тестирует не способности ребенка, а наличие у него опережающих знаний, полученных либо от репетитора, либо от толковых родителей. Вчера беседовал с одним репетитором по математике, моим коллегой. Он мне сказал тоже самое.

Можно подумать, что олимпиадная база настолько мала, что приходится повторяться, брать простейшие / программные прототипы. Нет, конечно, задач много, но для того чтобы вариант был качественным и интересным надо пропустить через себя огромное количество самого разного материала. решать все самостоятельно, сортировать и где то хранить. Репетитор по математике, специализирующийся на олимпиадах, как правило, имеет такой багаж, чего не скажешь о школьном преподавателе, которого на эту работу назначили.

Конечно, интернет багат нестандартными и интересными задачками, но их соответствие конкретному возрасту ученика и целям комплексной проверки его способностей далеко не всегда быстро определяется при чтении условия. Чтобы добраться в списке номеров какого-нибудь сайта с олимпиадными задачами до той, которая пригодна для экзамена в конкретную школу и конкретный класс, нужно потратить уйму времени. Поэтому качественно такую работу может выполнить только погруженный в олимпиадную математику преподаватель, которому не жалко потратить и день и два и три на поиски.

Раньше в Курчатовской школе этим занимался Липкин, причем по моим ощущениям большую часть задач он сам и составлял. Качество вариантов было на высоте. В последние годы все чаще прослеживается халтурный подход, со включением в список более возрастных задачку. Это заставляет репетитора по математике частично забираться с учеников в программу 5-го или даже 6-го класса.

С уважением, Колпаков А.Н., репетитор по олимпиадной математике. Очные занятия в Строгино (м.Щукинская). Подготовка в Курчатовскую школу.