Об идивидуальной программе изучения математики с репетитором. Работа со взрослыми

Индивидуальная программа, которую разрабатывает репетитор по математике после проведения первых уроков со взрослым подопечным, должна учитывать сразу несколько факторов:
1) Уровень владения математикой и уровень способностей пришедшего ученика
2) Время, прошедшее после окончания школы
3) Сроки сдачи ЕГЭ или любого другого экзамена
4) Пожелания, высказанные репетитору по математике относительно средней недельной нагрузки (объема самостоятельной домашней работы)

Как правило, временные границы работы со взрослыми учащимся весьма узкие. Обычно они составляют не более года занятия со средней частотой 2 раза в неделю. И часто проходят при почти полном отсутствии каких-либо знаний, а иногда и способностей к математике. Репетитора всегда спрашивают о тематическом характере обучения, об интенсивности и сроках окончания подготовки к экзамену, поэтому я решил рассказать о наиболее распространенных формах планирования занятий и принципах подбора практического материала.

Изучение математики растянуто в школьных программах на целых 11 лет. Столь долгий период занятий выбран не просто так. Дело в том, что ребенок растет и ему нужны соответствующие возрасту ограничения по темам и заданиям. Он иначе воспринимает математические записи и даже картинки, а также имеет другую мотивацию. Взрослый человек, если он нормально учился до 11 класса, успевает получить необходимое развитие и значительно быстрее вникает в математику, чем ребенок (даже если по математике возникали проблемы ранее). Репетитор разворачивает перед ним формулы и алгоритмы с максимальным обобщением понятий и готовыми правилами для их практического применения. Например, правило сложения отрицательных чисел по учебнику Виленкина в 6 классе рассматривается сначала через перемещение чисел по координатной прямой, а уже затем через аналитические операции с модулями и знаками.

При работе со взрослыми выпускниками репетитор по математике имеет все основания обойти «прямую» и сразу обратиться к модулям и дробным даже к дробным слагаемым (если усвоен прошлый урок). Как правило, план репетитора по математике захватывает изучение сразу 3 тем за 6 класс: «сложение чисел с разными знаками», «сложение чисел с одинаковыми знаками» и «вычитание». Скорее всего, можно сократить время на изучение координатной плоскости до 15-20 минут, полностью отказаться от некоторых видов текстовых задач и др. Приходится вырезать те параграфы и даже разделы учебника, которые не мешают логическому построению короткого курса в конкретной ситуации при конкретных способностях. Уменьшается количество близких по смыслу однотипных номеров. С программными ножницами репетитор по математике определяется сразу после получения полного представления об ученике и преследуемых им целях занятий.

Мой опыт работы с возрастными учениками подсказывает, что в большинстве случаев репетитор по математике успевает прогнать школьную программу с нуля за 2 года. Иногда удается сжать подготовку до 1 года. Однако, для этого потребуется иметь определенные способности к запоминанию и высокая мотивация по математике. Конечно, качество такого обучения не сопоставимо с планомерными размеренными школьными занятиями с параллельным участием в них репетитора.

Значительную помощь репетитору по математике оказывает повторный характер обучения. Если ученик хорошо знал предмет раньше, но за годы отчуждения от школы успел все изрядно его подзабыть – процесс восстановления пройдет значительно быстрее. В этом случае для подготовки на элементарном или на среднем уровне годового курса должно хватить.

Подбор заданий по математике для взрослого ученика осуществляется в соответствии с целевой направленностью занятий (не обязательно подгонять под ЕГЭ стандарт). Сначала формируется база простейших навыков, изучаются основные понятия и типовые алгоритмы, а уже затем рассматриваются образцы вариантов экзаменационных заданий.

Колпаков А.Н., репетитор по математике. Москва, Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий