Репетитор по математике для 5 класса

Практический характер уроков. Математика жизни.

Существенным отличием занятий в 5 классе является их практическая направленность. Большую часть дидактики составляют задания, имеющие какие-либо практические способы решения, моделирование реальной ситуации на бумаге. Что то можно нарисовать в масштабе 1:1, что-то в условном, но всегда как-то можно изучаемый объект пощупать,«взять в руки» и рассмотреть. Большая часть таких заданий, конечно, остается в начальной школе. В 5 классе их 40-50%, а к началу 7-го уже 3-5%. Анализ данных, приводящий к выбору какого-либо арифметического действия, в той или иной ситуации производится на образах реальных объектов: фигур, отрезков, предметов и др. Например, при нахождении площади фигуры ребенок может непосредственно пересчитать количество клеточек внутри нее. При определении координаты точки на луче он опирается на разметку. Почти всегда можно изобразить то, что спрашивается.

Учитывая это обстоятельство, репетитор по математике, работающий учеником 5 класса должен сопровождать решения рисунками чуть ли не к каждому номеру. Для максимальной эффективности лучше использовать реальные объекты: модели куба и прямоугольного параллелепипеда (для темы «объем»), счетные палочки, специальные листы для вырезания из них фигур и даже кусочки веревки с ножницами для некоторых текстовых задач. Участие вспомогательного материала на уроке нужно отдельно планировать, целенаправленно подбирая для него соответствующие упражнения. Репетитор по математике для 5 класса — это педагог, способный к творчеству в самых разных формах его проявления.

Никаких доказательств

Репетитор по математике допустит грубейшую стратегическую и методическую ошибку, если на занятиях в 5 классе начет что-либо доказывать. Уровень мышления ребенка, его практический опыт и объем памяти не позволяют, к сожалению, до 7-8 класса выстраивать какие-либо обоснования. Для их понимания нужна целенаправленная подготовка. Без практики решения олимпиадных логических задач здесь не обойтись. Если ребенок не отвечает такому уровню — лучше отложить обучение строить выводы на более позднее время. Ни преподаватель, ни ученик при этом ровным счетом ничего не потеряют.

Репетитор по математике о планировании занятий

Чем младше возраст ребенка, тем больше сил и времени уходит на подготовку к его занятиям. Это каторжный труд. Репетитор по математике часто меняет стандартный порядок упражнений и содержание задач по учебнику, подбирая их состав в соответствии со знаниями и навыками конкретного ученика. И чем больше у него пробелов, тем сильнее этот порядок приходится менять. Кроме того необходимо продумать подсказки к решениям, методы предупреждения ошибок, способы оформления и содержание наводящих вопросов.

Учет физиологии школьника

Особенностью возраста 10-11 лет является высокая степень случайного распределения внимания. Вроде бы ничего не мешает слушать, писать и думать. Но несмотря на контроль со стороны репетитора по математике, ребенок может внезапно «отключиться». Опытный преподаватель увидит это по глазам ученика, и в подавляющем большинстве случаев до проявления явных признаков этого отключения: ребенок задаст какой-нибудь вопрос вне темы занятия. Это говорит о том, что он думает о чем-то о своем. Отвлечь может каждая мелочь, любые внешние раздражители: крики с улицы, проезжающие автомобили, звонок мобильного телефона, голос мамы за стенкой и т.д. Репетитор по математике обязан следить за домашней обстановкой и обеспечить полную изоляцию от посторонних явлений и раздражителей.

Отвлечение внимания часто происходит из-за усталости. Она, в свою очередь, является следствием монотонности выполнения упражнений. Хороший репетитор по математике, как мне кажется должен стремиться к разнообразию форм работы ученика. Я придерживаюсь тактики чередования умственной нагрузки с кратковременным отдыхом, который несет в себе смена вида деятельности. Лучшим вариантом является сочетание устной работы с письменной. Устный счет, чтение правил, вставка фраз в недосказанное репетитором и др. Соблюдение определенных пропорции между ними — залог высокого КПД урока.

Стратегия выработки навыков

Репетитору по математике часто приходится готовить задания на применение отдельные компонентов какого-либо сложного для маленького ученика алгоритма, а затем, по мере того, как навыки простых операций будут появляться, отрабатывать уже сам алгоритм. Важно следить за уровнем сложности заданий. Для слабого ученика она составляет не более двух-трех операций внутри одного номера. Например, если репетитор по математике обучит ребенка решать простые уравнения, такие как x-14=34 или 42:x=6, то не факт, что он справится с многими действиями, например, как в уравнении : 3\cdot (45-(7\cdot x -6):2)=68.

Колпаков А.Н. Репетитор по математике

Pages: 1 2 3 4 5 6 7