Репетитор по математике о цветовой поддержке темы «вычитание»

Практическая работа с невнимательными и неусидчивыми учениками доставляет репетитору немало хлопот. Особенно сложным является 5 класс и 6 класс. Если с Вами работает серьезный репетитор по математике, умеющий строить занятия с учетом проблем младшего возраста, его подходы, вероятно, будут отличаться от школьных на порядок. Отсутствие у ученика выдающихся способностей вынуждают репетитора по математике искать к нему особые (нестандартные) подходы, построенные на сочетании точных объяснений с методами, облегчающими сортировку и графическое представление математической информации, понимания тем и выработку правильной моторики решения примеров, уравнений и даже текстовых задач.

Грамотно работающие с юными математиками репетиторы особым образом готовят занятия, корректируя рекомендуемые учебниками системы упражнений под возможности и потребности конкретного ребенка. Например, нужно следить за количеством арифметических действий в текстовых задачах и не допускать к рассмотрению «многоходовки», фильтровать слишком длинные и утомительные для маленького ребенка примеры на вычисления и др. Корректировка дидактики дается репетитору по математике потом и кровью, ибо хороших и уместных в конкретных условиях задач часто не хватает и поэтому приходится составлять их самостоятельно.

Поскольку в 5 — 6 классе ни логическая, ни арифметическая, ни терминологическая составляющая математического аппарата ребенка еще не сформирована, любое сказанное репетитором по математике слово, неверно вставленная в план урока задача, комментарий или используемый образ может внести сбой в его «локационную» систему. По этим причинам многие репетиторы по математике просят за свои уроки с малышами не меньше чем за уроки профильной подготовки к ЕГЭ. Некоторые преподаватели попросту отказываются от 5 и 6 класса, предпочитая более удобный и спокойный средний возраст (7 — 9 классы).

Хороших результатов можно достигнуть в большинстве случаев, особенно когда репетитор по математике уделяет вниманию поиску средств, упрощающих обработку учебной информации. Часто удается связать новые для ребенка объекты с какими-то известными образами или явлениями. Кроме аналогий я советую репетитору по математике активнее использовать методы выделения наиболее существенной математической информации из различных потоков данных. На помощь приходят различные графические средства, позволяющие ученику удерживать внимание на схематике сложных правил и запоминать их.

В более легких случаях преподавания математики, описываемые специфические приемы вряд ли приобретут такую же силу воздействия на память и внимание ученика, ибо ему хватает физиологичесих ресурсов на поддержание внимания. Поэтому репетитор по математике запросто сможет обойтись классическим «черно-белым» форматом. Однако большей части слабых учеников помощники нужны как воздух. Это относится не только к вербальному арсеналу репетитора по математике, используемому в устной работе, но и к специфике оформления записей. Они очень важны, так как более 70% информации человек усваивает глазами. Слабый школьник нуждается в комплексной помощи преподавателя, поэтому работу со зрительной памятью репетитор по математике всегда должен сочетать с использованием словесных и моторно-двигательных методик.

Рассмотрим наиболее типичные проблемы и пути их решения при работе с темой «и вычитание отрицательных чисел». Покажу простой и эффективный прием, позволяющий слабым ученикам решать примеры с той же легкостью, как это делают остальные ребята в классе.

Как репетитор по математике фильтрует знаки?

Огромной проблемой для школьника 6 класса является приобретение умения правильно «читать» знаки минус и плюс. Путаница возникает в их идентификации, особенно с случае использования «длинных дробей» — модулей чисел. Одни являются знаками слагаемых, уменьшаемых илии вычисаемых, а другие обозначают арифметические действия (имеющие свойство переходить один в другой). Например, ребенку бывает сложно концентрировать внимание на замене вычитания сложением (тема «отрицательные числа»). Что предложит ему в помощь репетитор по математике? Я советую выделять каким-нибудь цветом знаки «+» и «-» в том случае. Когда они обозначают сложение или вычитание. На рисунке показано как репетитор по математике перекрашивает их в зеленый цвет.
Как репетитор по математике окрашивает знакиМожно выделять знаки действий жирной линией или указывать на них стрелочкой сверху.
Как репетитор указыват на знаки стрелочкой сверху

Далее по ходу выполнения преобразований (сравнения модулей и подбора действий с ними, приведения дробей к общему знаменателю) все знаки действий также нужно отмечать зеленым цветом. В момент старта, когда репетитор по математике заканчивает запись примера на вычисление в тетрадь ученика, можно попросить последнего назвать назначение каждого знака.

Чем удобен для репетитора и ученика данный прием?

1) В процессе решения сложных примеров цветовая поддержка репетитора по математике — незаменима. Она помогает быстро выделять выполняемые арифметические действия в массе других окружающих их объектов. Становится удобнее следить за сменой действий, а также определять и вспоминать правила для их выполнения.

2) Цвет позволяет репетитору по математике ускорить обращение к используемому правилу. Можно сказать: «мы выполняем «зеленое» действие. Какое существует правило для него? Я не стесняюсь использовать цветные ручки в записях, ибо любые выделения математических объектов оказываются чрезвычайно полезными.

Прием позволяет удерживать в голове необходимую для решения примеров информацию в правильном и структурированном виде.

Колпаков Александр, репетитор по математике, Москва — Строгино.

{ 2 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

людмила 23 сентября, 2014 в 6:28

Спасибо! Буду делать именно так! Здорово! С уважением Людмила (23 года педстажа)

Игорь 26 октября, 2015 в 10:23

Спасибо, Александр Николаевич — «как в математике» — всё ясно и просто. Буду использовать. С уважением, Игорь.

Оставьте комментарий