Репетитор по математике о цветовой поддержке темы «вычитание»
Практическая работа с невнимательными и неусидчивыми учениками доставляет репетитору немало хлопот. Особенно сложным является 5 класс и 6 класс. Если с Вами работает серьезный репетитор по математике, умеющий строить занятия с учетом проблем младшего возраста, его подходы, вероятно, будут отличаться от школьных на порядок. Отсутствие у ученика выдающихся способностей вынуждают репетитора по математике искать к нему особые (нестандартные) подходы, построенные на сочетании точных объяснений с методами, облегчающими сортировку и графическое представление математической информации, понимания тем и выработку правильной моторики решения примеров, уравнений и даже текстовых задач.
Грамотно работающие с юными математиками репетиторы особым образом готовят занятия, корректируя рекомендуемые учебниками системы упражнений под возможности и потребности конкретного ребенка. Например, нужно следить за количеством арифметических действий в текстовых задачах и не допускать к рассмотрению «многоходовки», фильтровать слишком длинные и утомительные для маленького ребенка примеры на вычисления и др. Корректировка дидактики дается репетитору по математике потом и кровью, ибо хороших и уместных в конкретных условиях задач часто не хватает и поэтому приходится составлять их самостоятельно.
Поскольку в 5 — 6 классе ни логическая, ни арифметическая, ни терминологическая составляющая математического аппарата ребенка еще не сформирована, любое сказанное репетитором по математике слово, неверно вставленная в план урока задача, комментарий или используемый образ может внести сбой в его «локационную» систему. По этим причинам многие репетиторы по математике просят за свои уроки с малышами не меньше чем за уроки профильной подготовки к ЕГЭ. Некоторые преподаватели попросту отказываются от 5 и 6 класса, предпочитая более удобный и спокойный средний возраст (7 — 9 классы).
Хороших результатов можно достигнуть в большинстве случаев, особенно когда репетитор по математике уделяет вниманию поиску средств, упрощающих обработку учебной информации. Часто удается связать новые для ребенка объекты с какими-то известными образами или явлениями. Кроме аналогий я советую репетитору по математике активнее использовать методы выделения наиболее существенной математической информации из различных потоков данных. На помощь приходят различные графические средства, позволяющие ученику удерживать внимание на схематике сложных правил и запоминать их.
В более легких случаях преподавания математики, описываемые специфические приемы вряд ли приобретут такую же силу воздействия на память и внимание ученика, ибо ему хватает физиологичесих ресурсов на поддержание внимания. Поэтому репетитор по математике запросто сможет обойтись классическим «черно-белым» форматом. Однако большей части слабых учеников помощники нужны как воздух. Это относится не только к вербальному арсеналу репетитора по математике, используемому в устной работе, но и к специфике оформления записей. Они очень важны, так как более 70% информации человек усваивает глазами. Слабый школьник нуждается в комплексной помощи преподавателя, поэтому работу со зрительной памятью репетитор по математике всегда должен сочетать с использованием словесных и моторно-двигательных методик.
Рассмотрим наиболее типичные проблемы и пути их решения при работе с темой «и вычитание отрицательных чисел». Покажу простой и эффективный прием, позволяющий слабым ученикам решать примеры с той же легкостью, как это делают остальные ребята в классе.
Как репетитор по математике фильтрует знаки?
Огромной проблемой для школьника 6 класса является приобретение умения правильно «читать» знаки минус и плюс. Путаница возникает в их идентификации, особенно с случае использования «длинных дробей» — модулей чисел. Одни являются знаками слагаемых, уменьшаемых илии вычисаемых, а другие обозначают арифметические действия (имеющие свойство переходить один в другой). Например, ребенку бывает сложно концентрировать внимание на замене вычитания сложением (тема «отрицательные числа»). Что предложит ему в помощь репетитор по математике? Я советую выделять каким-нибудь цветом знаки «+» и «-» в том случае. Когда они обозначают сложение или вычитание. На рисунке показано как репетитор по математике перекрашивает их в зеленый цвет.
Можно выделять знаки действий жирной линией или указывать на них стрелочкой сверху.
Далее по ходу выполнения преобразований (сравнения модулей и подбора действий с ними, приведения дробей к общему знаменателю) все знаки действий также нужно отмечать зеленым цветом. В момент старта, когда репетитор по математике заканчивает запись примера на вычисление в тетрадь ученика, можно попросить последнего назвать назначение каждого знака.
Чем удобен для репетитора и ученика данный прием?
1) В процессе решения сложных примеров цветовая поддержка репетитора по математике — незаменима. Она помогает быстро выделять выполняемые арифметические действия в массе других окружающих их объектов. Становится удобнее следить за сменой действий, а также определять и вспоминать правила для их выполнения.
2) Цвет позволяет репетитору по математике ускорить обращение к используемому правилу. Можно сказать: «мы выполняем «зеленое» действие. Какое существует правило для него? Я не стесняюсь использовать цветные ручки в записях, ибо любые выделения математических объектов оказываются чрезвычайно полезными.
Прием позволяет удерживать в голове необходимую для решения примеров информацию в правильном и структурированном виде.
Колпаков Александр, репетитор по математике, Москва — Строгино.
{ 2 комментариев… прочтите их или напишите еще один }
Спасибо! Буду делать именно так! Здорово! С уважением Людмила (23 года педстажа)
Спасибо, Александр Николаевич — «как в математике» — всё ясно и просто. Буду использовать. С уважением, Игорь.