Репетитор по математике о порядке расположения множителей в произведении

Открываю серию публикаций, призванных помочь репетитору по математике для начальных классов проводить занятия с маленькими учениками. Существует множество проблем, корнями уходящих в начальную школу. От того, как ребенок занимается в 1 — 5 классе и какой репетитор по математике его ведет индивидуально зависит качество всего остального обучения в старших классах и в конечном итоге качество подготовки к ЕГЭ по математике.

Вопрос к репетитору по начальной школе:
Здравствуйте! Мы живем далеко от Москвы, в г. Твери, и не можем организовать занятия с вами. Но хотелось бы узнать мнение об одном спорном вопросе. Какой совет может дать репетитор по математике в следующей ситуации? Мой сын учится в 3 классе (9 лет) в Гимназии. Очень хотим вытянуть математику на 5-ку, но все никак не получается, текущие оценки идут такое 4, 5, 4, 5, 4, 5 ... и учитель математики в триместре все равно в итоге ставит 4. Бывает обидно.
Контрольные пишет правильно, но, например, в задаче не правильно оформляем умножение: например, надо 5 \cdot 7, а мы умножаем так 7\cdot5. Из за этого снижается оценка по контрольной на целый балл!!! Это действительно такая серьезная ошибка?

Репетитор по математике, Александр Николаевич: Знаю о проблеме порядка множителей и восхищаюсь теми родителями, которые стремятся к максимальному баллу. Я не отношу себя к репетитора по математике для начальных классов, но я бы не снижал оценку за перестановку 5 и 7.Какую проблему обсуждает репетитор по математике? Конечно, школьный преподаватель математики вправе диктовать требования и формально они имеют под собой основу, но вопрос спорный. И то, что лучше для школы — для репетитора по математике уже не является лучшей методикой.

Мне кажется, что если ребенок будет задумываться как ему правильнее умножать 5 на 7 или 7 на 5, он хуже усвоит ситуации, в которых это действие выполняется. Поэтому принуждение к порядку будет мешать развитию. Он начнет задумываться не над тем, в каких ситуация он может умножить, а в каких нет, а все внимание сконцентрирует на том, как ему оформить умножение.

Школьный преподаватель математики вынужден форматировать сознание группы учеников под единые стандарты и правила, дабы упростить слабым ученикам в классе (которых обычно большинство) соотнесение каждого конкретного множителя с его значением в практической задаче. Кроме этого при помощи введения порядка их следования в записи преподаватель математики упрощает систему наводящих вопросов (намеков) при поиске ошибки (ибо появляется определенность в том, что означает первый множитель, а что означает второй).

Преподавателю важно, чтобы весь класс решал задачи одинаково, с одинаковой моторикой и каждый ученик имел возможность контролировать свои ошибки самостоятельно. Поэтому математические правила формулируются классу максимально четко, без права на отклонение от предложенной формы. Поэтому и снижают оценку. Это, как минимум, дисциплинирует класс.

Репетитор по математике освобожден от подобной организации учебного процесса. У него ситуативное преподавание. Если ребенок что-нибудь не понимает, можно всегда это быстро выяснить и сразу же объяснить что к чему. В том числе и рассказать о произвольном порядке расположения множителей. Занятия с хорошим репетитором по математике увеличивают образное запоминание, смысловое запоминание, а не механическое, как в классе. Школа многое делает неправильно, но это издержки группового преподавания. Репетитор по математике иначе строит работу. Репетитору многое удается сделать из того, от чего школа отстраняется. В вашем случае не заостяйте внимание на расположении множителей. Тем более в 3 классе. Я еще понимаю, когда это происходит во 2-ом, но в 3-ем — это уже мешает развитию математического мышления на перспективу.

Заметка из серии: «Методики преподавания в начальной школе».

Репетитор по математике — Москва. Колпаков А.Н.
Профессиональный репетитор. Строгино.

{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }

Оставьте комментарий