Репетитор по математике в работе с темой «равенство треугольников»
Тема «равенство треугольников» изучается в самом начале 7 класса (как по учебнику Погорелова, так и по учебнику Атанасяна) и является фундаментальной для всей планиметрии. Поэтому от того, насколько точно и аккуратно репетитор по математике подойдет к ее изучению, будет зависеть качество понимания всего остального материала вплоть до 9 класса. Темы «треугольник» и «равные треугольники» обычно объединяются в один урок. На нем репетитор математики готовит фундамент для понимания главного раздела «признаков равенства треугольников». Какие акценты должен расставить преподаватель? Какие задания и стратегии способствуют лучшему усвоению темы?
Начать нужно с определения cамого треугольника и его элементов (вершин, углов и сторон). Обязательным является изучение таких понятиях, как «противолежащая и прилежащая сторона», «противолежащий и прилежащий угол». Фразы шипящие и фонетически трудно разделяющиеся :) Поэтому дети их часто путают. А еще они трудновыговариваемые :). Поэтому репетитору математики приходится искать более легкие варинты для подсказок на случай, если ребенок забудет смысл понятий. Можно посоветовать использовать сочетание «дальний — ближний». Оно более естественное для ученика и не требует от репетитора каких-то дополнительных разъяснений.
Принципиальная разница между программами по Атанасяну и Погорелову – введение определения равных треугольников. Если вы преподаватель школы или частный репетитор математике, то наверняка знаете, что в Атанасяне оно использует наложение, а в Погорелове равенства шести пар элементов: . Прежде чем давать задания на треугольники репетитору по математике необходимо эти определения «подровнять», переходя от наложения к сравнению всех элементов. Почепму репетитор по математике нарушает концепцию, заложенную в Атанасяне? Неужели это правильно? По теории — не совсем правильно, но практика показывает, что при отказе от наложения у учащихся формируются подготовительные навыки работы с равными треугольниками. В таком подходе репетитору по математике удается связать понятие «равенство» сложных и простых объектов друг с другом для решения хоть каких-то задач.
При работе с учебником Погорелова репетитор по математике имеет все возможности сформировать у ребенка понятие «равные треугольники» еще до изучения признаков. Наложение же не оставляет преподавателю никаких задач для органиции практической работы. Не вырезать же в самом деле из тетради треугольники. Не накладывать же их физически? Поэтому, даже если имеется учебник Атанасяна, то будет лучше, если репетитор по математике построит урок на проверке шести равенств сторон и углов.
Этот переход можно комментировать следующим образом: «если мы наложим один треугольник на другой, то у нас совместятся все элементы. Правильно? Поэтому все стороны и углы будут равными. Правильно? Если мы будем знать об их равенстве с самого начала, то не придется ничего накладывать. Поэтому для проверки равенства двух треугольников надо сравнить все их стороны и углы».
Дети в младшем возрасте не понимают законов строгой логики и поэтому не заметят в объяснения репетитора по математике никаких шероховатостей. Главное то, что у ученика не возникает ощущение какой-то подмены, поэтому можно смело переходить к задачам.
Наибольшие трудности, которые репетитор по математике испытывает в работе с треугольниками (до изучения признаков их равенства), является крайне малое количество интересных задач. Действительно, кроме банальных выводов о равенстве соответствующих сторон на готовых парах равных треугольников ничего тольком и не предлагается. Сильному школьнику уже через несколько минут станет скучно, а слабый, не задумываясь, будет переписывать в ответ числа из условия (длины сторон одного из треугольников). Какие задачи использую я?
Нужны содержательные и развивающие формы. Некоторую свободу репетитору по математике дает использование периметра, например: , NK=5 см, MN=6см,
cм. Найдите MK.
Однако, на одних периметрах далеко не уедешь, а удержать внимание на теме необходимо. В отсутствии вычислительных и логических средств для сочинения задач, репетитору по математике не остается ничего другого, как обыграть ситуации с обозначениями и записью равных треугольников.
Как репетитор по математике обозначает равные треугольники?
Необходимо сформировать у учащегося представление о правилах и культуре оформления равенства. Для этого придется особо выделить такое понятие, как соответствующие элементы. Я рекомендую репетиторам разъяснить его таким образом: равные стороны и углы мы будем называть соответствующиеми элементами и располагать их буквы в обозначении треугольников на соответствующих местах. Если известно, что стороны AB и MN у треугольников равны, а буквы A и B располагаются первыми в обозначении одного из них, то M и N мы будем тоже ставить первыми в обозначении другого.
Есть хорошее устное упражнение: репетитр по математике выписывает и называет в определенном порядке следования букв угол или сторону в первом треугольнике. А ученик вслед за репетитором называет соответствующий ему элемент во втором треугольнике. Например
и
.
Как репетитор по математике выделяет соответствующие стороны?
Я показываю соответствующие стороны равных треугольниках ABC и MNK таким образом:
Задачи на обозначение:
Два треугольника имеют равные элементы
1)
2)
3)
4) AP=MD
5) PC=DO
6) AC=MO
Обозначьте эти треугольники и запишите их равенство.
Для того, чтобы прокрутить перед глазами ученика разные способы обозначения углов репетитор по математике меняет их запись с одной буквы на три, а также перемешивает строчки, например:
1)
2) OP=MK
3)
4) PA=KN
5) OA=MN
6)
Несмотря на то, что записать ответ можно по первой строке, а все остальные проверить с его помощью, репетитор по математике выписывает все 6 равенств. Это нужно для того формирования представления о полной проверке. У ребенка должно отложитьяс в гоове, что нельзя делать выводы о равенстве тругольников по одной паре углов.
Как репетитор математики показывает соответствующие углы?
Если в обозначениях равных треугольников нужно выделить соответствующие углы, я указываю порядок следования их букв соответствующей стрелкой. Очень удобно и информативно.
Мое любимое задание:
По данным рисунка обозначьте треугольники и запишите их равенство:
Обратите внимание, что картинка выбирается так, чтобы на ней не было визуально понятно, какие стороны и углы равны (поэтому репетитор по математике изображает треугольники, похожие на равносторонние). Выполняя задание в такой форме ребенок учится доверять точной информации, а именно черточкам и дугам.
Часто дети сравнивают формы тругольников в процессы выбора обозначений. То есть синхронное движение карандаша сначала по короткой стороне, а затем по длинной вызывает соответствующий порядок записи вершин. Безусловно, это должно быть сформировано. Но если не понятно что длиннее, а что короче, то возникают проблемы. Это мешает воспринимать искаженные рисунки и усложняет, например, понимание доказательства признака и свойства равнобедренного треугольника по учебнику Погорелова. Репетитору по математике крайне важно сформировать умение работать без рисунка. Поэтому, когда ребенко нашел и обозначил равные треугольники и хочет выписать их элементы, я часто закрываю рисунок рукой и прошу это сделать через обозначение.
Надо сказать, что авторы не всех задачников придерживаются строгих правил оформления и иногда равные элементы располагают в произвольном порядке. Хороший репетитор по математике никогда не пойдет на то, чтобы разрешить ученику писать точно так же. В сложных задачах правильное соответственное обозначение поможет сориентироваться в том, какие стороны будет равны (как и пропорциональны при изучени подобия в 8 — 9 классе).
Методика поиска ошибки.
К сожалению, к предложенным выше заданиям ученик может подобрать ключик, с помощью которого он будет не задумываясь «штапмповать» равные треугольники без полной проверки всех шести соответствий. Если известно, что треугольники равны, то можно и не проверять всего перечисленного. Задачи на поиск ошибки компенсируют этот недостаток. Репетитор по математике ловит ученика на таком рисунке:
Важно сохранить задание и попросить записать равенство треугольников. Если ребенок хитрил с другими номерами и не проверял ранее все 6 соответствий (выписывал обозначение только по углам), то это вскроется. Понятно, что ошибка, заложенная репетитором по математике в реальности произойти не может, но это не умоляет достоинство номера. Его цель — усвоение важного понятия.
Задания репетитора математики с частичным обозначением
Известно, что и соответственно равны стороны этих треугольников: PA=BD. Восстановите запись этого равенства, если треугольники имеют вершины
Здесь ученик поставлен в условия, когда ему приходится перебирать комбинировать буквы и проверять
Александр Николаевич, репетитор по математике. Москва.
{ 2 комментариев… прочтите их или напишите еще один }
Здравствуйте.
Зачем в условие равенства треугольников вводить избыто? Есть же признаки равенства по одной стороне и двум углам.
Валерий.
Описывается не работа репетитора по математике с признаками равенства, а с определением!!! А в нем как раз все в избытке (по крайней мере по Погорелову). Читайте внимательно.