Репетитор русского языка и литературы, Светлана Николаевна Климачева

Репетитор русского языка, Светлана КлимачеваВы загрузили личную страницу репетитора по русскому языку Светланы Николаевины Климачевой. Это профессиональный преподаватель с большим стажем проведения индивидуальных уроков и собственной методикой организации учебного процесса при подготовке к ЕГЭ. В статье опубликована информация о методах работы репетитора и некоторые соображения о целесообразности проведения Единого Государственного Экзамена.

1.Преимущества вступительного экзамена по русскому языку в виде ЕГЭ перед прежними формами (сочинением, изложением, диктантом или тестом).

У ЕГЭ много противников — в основном, взрослых. Дети, послушав их, приходят к репетитору с негативными установками по отношению к этой форме экзамена. А как можно полноценно готовиться к экзамену, если испытываешь к нему неприязнь?
Я заметила одну закономерность. Критикуют ЕГЭ либо люди, не занимающиеся непосредственно подготовкой абитуриентов к поступлению в вуз ( чиновники, журналисты, школьные учителя, родители) , либо репетиторы, имеющие узкую специализацию (например, готовившие только к сочинению в МГУ). Вряд ли можно полностью доверять мнению тех, кто смотрит на ЕГЭ исключительно со стороны, либо тех, кто просто не хочет повышать свою квалификацию, ведь подготовка к ЕГЭ требует от репетитора кардинальной перестройки своей работы.

Я занимаюсь репетиторством с 1991 года и имею возможность «изнутри» сравнить подготовку к поступлению в ВУЗ раньше и сейчас.

Как было раньше? Каждый вуз устанавливал собственную форму сдачи экзамена (их было 4 : сочинение, изложение, диктант, тест) и собственный уровень сложности этого экзамена. В результате абитуриент, выбравший 2 вуза (а больше и не получилось бы) , вынужден был осваивать 2 формы, а на это уходило на 30-50% больше времени, чем на одну. Кроме того, даже в технические вузы абитуриенты сдавали сочинение – фактически им приходилось изучать 2 предмета – русский и литературу. Что попадётся на экзамене, заранее не было известно. Поэтому либо искали репетитора из конкретного ВУЗа (а те работали по ценам, в 2-4 раза превышающим среднерыночные), либо готовились по максимуму по принципу «а вдруг данная тема попадётся», (а это лишнее время и силы). Сначала надо было сдавать школьные экзамены, которые продолжались примерно до 20 июня, а потом весь июль — вступительные.

Что изменилось с введением ЕГЭ?
1) форма сдачи только одна,
2) заранее известны программа и варианты заданий,
3) сочинение сведено к минимуму,
4) все экзамены заканчиваются в середине июня,
5) можно поступать сразу в несколько ВУЗов.

При сдаче ЕГЭ не нужна литературная одарённость, что особенно актуально для поступления в вузы, где русский язык не является профилирующим предметом. Зато в процессе подготовки к ЕГЭ хорошо развивается логическое мышление, тренируется память, улучшается концентрация внимания, формируется умение убедительно излагать свои мысли — как раз те способности , которые необходимы профессионалу в любой области.

2. Как нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, чтобы поступить в вуз на бюджетное отделение?
За ЕГЭ по русскому языку ученик получает первичный балл по 64-балльной шкале. В вуз он предъявляет результат, рассчитанный исходя из 100 %. Ниже приводится шкала расчётов, исходя из прежней – 60-балльной системы.

60 баллов — 0 ошибок – 100%
59 баллов – 1 ошибка — 94 % ( -6%)
58 баллов – 2 ошибки — 88 % ( — 12%)
57 баллов – 3 ошибки – 84 % ( — 16%)
56 баллов – 4 ошибки – 81 % ( — 19 %)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
55 баллов – 5 ошибок- 78% ( — 22%)
54 балла – 6 ошибок – 76 % ( — 24 %)
53 балла – 7 ошибок – 75 % ( — 25 %)

Как видно из расчётов, чем выше результат по 60-балльной шкале, тем больший процент снимается за ошибку. Это связано с маленьким количеством бюджетных мест в вузах. МГУ, ВШЭ и т.п. установили планку приёма в 2010 году на бюджет на уровне 75 % и выше за один экзамен на самые престижные факультеты, то есть абитуриент этих вузов может сделать в ЕГЭ по русскому языку не более 7 ошибок, либо ему придётся выбирать менее престижные факультеты или вузы , где достаточно получить менее 53 баллов.

За что снимают 1 балл в ЕГЭ по русскому языку?
За 1 неправильное задание в части А или В , или за 1 орфографическую ошибку в части С, или 2 пунктуационных ошибки в части С , или 2 речевых ошибки в части С, или отсутствие примера из худ. лит. в части С. Таким образом, можно сделать 1 ош. в части А ( из 30 зад.), 1 ош. в части В ( из 8 зад.) и 5 ош. в части С. В 2010 году, согласно официальной статистике, это удалось примерно 15 % всех абитуриентов.

3. Итоги моей работы репетитором русского языка:
Приводится таблица с реальными результатами сдачи ЕГЭ моих учеников (указано количествово человек, набравших те или иные баллы).

Результаты учеников репетитора русского языка

Примечание: ниже 62 баллов ( по 100-бальной шкале) не получил никто.

Сравнение официальной статистики по стране и результатов моей работы.
Результаты репетитора русского языка в сравнении с офоциальной статистикой

4. Каков объём знаний, необходимый для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку?
1) Части А и В включают в себя теорию в объёме 54 листов А4 ( её надо знать досконально всю). Теория отобрана мною в соответствии с программой ЕГЭ и представлена в максимально удобном для изучения виде.
2) Часть С – теория – 60 страниц из рекомендованной книги – прочитать и понять, а также прочитать определённый список по худ. литературе объёмом 1000 стр.

5. Сколько нужно занятий ?
Ниже приводится таблица количества занятий, прошедших в 2009 – 2011 уч. гг. с отдельными учениками.
Количество занятий с репетитором по русскому языку
Выводы : если ученик в начале уч. года набирает от 30 до 60% за ЕГЭ, то ему рекомендовано заниматься 2 раза в неделю. Если выше 60%, то достаточно 1 раза в неделю. Тем, у кого особые трудности вызывает часть С, рекомендовано заниматься в 1-м полугодии 2 раза в неделю, во 2-м – 1 раз.
График подготовки в течение уч. года:
С 15 сентября по 26 декабря – 15 недель – часть С и В .
С 26 дек.по 10 января – перерыв на зимние каникулы.
С 11 января по 25 апреля – 15 недель – часть А и итоговое повторение.
С 25 апреля по 10 мая – перерыв для тех, кто успешно сдал пробный ЕГЭ 15 апреля и прошёл программу ( им на этот перерыв даётся задание сделать 10 вар. части А и В и написать 4 части С)

С 11 мая по 30 мая ( примерно 6 занятий) – контрольные прогоны ЕГЭ
30 мая – экзамен ЕГЭ.

Почему нельзя пропускать занятия?
1) сбивается учебный ритм и накапливаются «долги» по прохождению материала, а форсирование перед зимними каникулами или в майские праздники малоэффективно, так как резко падает учебный настрой
2) «съедается» резервное весеннее время , в которое лучше либо спокойно сдавать олимпиады , чтобы поступить по их результатам , либо просто отдыхать , так как весной чувствуется сильная усталость и резко снижается продуктивность занятий.

6. Как проходят занятия?
1) Часть А и В.
а) репетитор проверяет письм. дом. зад и теорию ( уст. или письм.) – 30 мин.
б) работа над ошибками в домашней работе и отработка пробелов – 15 -30 минут
в) отработка нового материала – 45-30 минут ( 10-20 вариантов из ЕГЭ на каждое задание)
Важно! Письменное домашнее задание даётся репетитором по предыдущему отработанному материалу, а теория – вперёд, она проверяется в зачётной форме.

2) Часть С.
4 элемента части С ( комментарий, проблема, позиция автора и аргументы) отрабатываются отдельно. Ученику заранее даётся список литературных произведений с вопросами на понимание смысла. На занятии разбирается текст произведения применительно к части С: определяются проблемы, поднятые автором, и позиция автора, а также составляются аргументы на материале текста. Комментарий отрабатывается отдельно – уже по вариантам части С. Всего разбирается от 40 до 80 вариантов.

7. Каковы требования к выполнению домашних заданий?
Объём дом. зад. на 3 дня ( один из 3-х вариантов):
1 – часть А и В — 2-3 листа теории наизусть, 10-30 вар. одного зад.ЕГЭ ( вписать № ответа), или 2 – орфография и пунктуация – 2-3 листа теории наизусть, 5-8 упр. переписать, вставляя буквы или знаки, или 3 – часть С — прочитать 10 текстов и подчеркнуть главные мысли, подписать проблему ( или написать полностью 4 комментария или к 4-5 текстам сост. аргументы). Примечание: этот объём реально выполним и является оптимальным для прохождения материала к установленному сроку экзамена.

Требования к качеству выполнения:
1) теория должна быть выучена наизусть и рассказана без запинки на 95 – 100%.
В противном случае она задаётся повторно и без неё новая тема не проходится.
2) письменное задание выполняется на 100%, недовыполненный объём переносится на следующее занятие.
3) читать худ. лит-ру для части С в полном варианте, запоминать имена персонажей и конкретные детали сюжета , можно слушать аудиокнигу ( краткое содержание может быть прочитано только параллельно с основным, но не вместо него).

8. Почему именно такие требования предъявляет репетитор?
1) Учить теорию назубок и перед занятием, а не разобрать её сначала на занятии, а потом уже учить?

Теория к ЕГЭ имеет следующую специфику : а) она имеет большой объём для одного задания ( 1-4 листа), б) в ней преобладает информация, не нуждающаяся в понимании ( это в основном списки слов, которые надо потом найти в тексте). Если эту теорию сначала отрабатывать, то ученик , не зная её наизусть, будет тратить на выполнение 1 задания 5-10 минут ( пока найдёт необходимую информацию в теории) вместо 1-2 минут, если он знает её наизусть. В результате заниматься придётся не 2 , а 3-4 раза в неделю.

2) Прочитать весь список худ. литературы к части С и читать полностью, а не в кратком изложении.

В части С нужно привести 2 примера из худ. литературы в качестве аргументов. За 1 пример ставят на 1 балл меньше, то есть по определённой тематике нужно прочитать не меньше 2 произведений. Кроме того, пример засчитывается как аргумент только если содержит подробные детали и информацию по развитию сюжета, которые отсутствуют в кратких изложениях. Если просто написать, что, например, в романе Толстого была такая героиня Наташа Ростова и она сделала то-то, то в качестве аргумента это не засчитают. Необходимо указать, в какой ситуации и как она проявила себя, а также какие последствия это имело для неё. Без знания полного текста это невозможно.

9. Как всё успеть? И другие проблемы при выполнении домашних заданий.

1) Проблемы со временем.
а) Назначайте не больше 5 занятий в неделю со всеми репетиторами. 6 и больше – риск того, что силы закончатся уже к марту (не говоря уже об июне – времени экзаменов), да и полноценно готовиться к занятиям вы не сможете.

б) Распределяйте время на дом. зад. в течение всей недели ( в какой день чем будете заниматься). Теорию по русскому языку надо учить несколько дней понемногу – за один «присест» её выучить невозможно.

в) Используйте время , которое вы проводите в общественном транспорте ( можно зубрить группы слов из теории или слушать аудиокниги).

2) Проблема с заучиванием теории наизусть. ( накануне учил, а пришёл на занятие и ничего не можешь вспомнить). Это означает, что не развита способность к воспроизведению материала . Если не развивать, то на экзамене в стрессовых условиях ничего не сможете вспомнить. Учите по алгоритму:
— разбить на небольшие фрагменты,
— прочитать фрагмент несколько раз,
— повторить самому себе вслух ( или написать на листке),
— потом заглянуть в текст и сверить, всё ли рассказал,
— если не всё вспомнил, то вернуться ко второму пункту,
— на след. день воспроизвести, при необходимости доучить.
Нельзя выучить сразу и надолго! Надо одно и то же повторять несколько раз, только тогда будет твёрдо выучено!

3) Проблема с написанием части С.
Фрагмент или целиком часть С нужно писать минимум 3 (!) раза. 1-й – записать мысли, не обращая внимания на грамотность. 2-й – перепроверить написанное , исправить речевые ошибки и добиться связности текста, 3-й – опять перепроверить, исправив орфогр. и пункт. ошибки.
Если не переписывать по 3 раза, а сразу на чистовик и принести репетитору, то речь никогда не разовьётся ( проверено на практике). Если переписывать по несколько раз, то со временем ( месяца за 2 ) придёт скорость ( на ЕГЭ вам отведено 1, 5 часа на часть С) и безошибочность выражения собств. мыслей. Если не проверять орф. и пункт. ошибки, то не разовьётся навык видеть собственные ошибки ( на его формирование уходит несколько недель).

4) Проблема с чтением худ. литературы.
На 10 человек приходится 2-3, которые читать не любят и не хотят. Основная причина этого – они ничего не понимают из прочитанного. Значения незнакомых слов проверяйте по словарю. Лень преодолевайте , установив себе «норму непрерывного чтения» (читать лучше не менее 1 часа подряд, иначе теряется интерес и труднее ориентироваться в содержании). Если совсем не понимаете смысл, то читайте сначала краткое содержание либо смотрите фильм по этой книге, а потом уже полный текст. Если не научитесь понимать худ. лит., то не поймёте и предложенный текст части С, а это минус 23 балла на ЕГЭ.
Послесловие. Надеюсь, что данный материал поможет учащимся лучше сориентироваться в организации подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Желающие пройти подготовку по моей системе–звоните: (903) 230-40-54.

Репетитор русского языка, Светлана Николаевна. Москва.