Теорема косинусов

Треугольник для теоремы косинусов

a^2=b^2+c^2-2bcCosAФормулировка: Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними.

Для произвольного треугольника ABC и его сторон a,b и с (противолежащих к соответствующим вершинам) это равенство можно записать и для двух других сторон:
b^2=a^2+c^2-2acCosB
c^2=b^2+c^2-2bcCosC

Теорема косинусов используется для решения треугольников в двух главных ситуациях:

1) Когда даны две стороны и угол между ними, а требуется найти последнюю сторону:
Условия применимости теоремы косинусов. Поиск стороны
2) Когда даны все три стороны треугольника, а требуется найти его углы:
Условия применимости теоремы косинусов. Поиск угла.

Иногда репетитор по математике рекомендует использовать теорему косинусов в задаче с двумя данными сторонами и углом, не лежащим между ними. В этом случае а) придется решать квадратное уравнение и отбирать среди полученных корней длину реальной стороны. б) такая ситуация не характерна для задач с ЕГЭ по математике, так как не всегда однозначно задает треугольник. Если угол не лежит между сторонами, то циркулем и линейкой можно построить двух разных треугольника с такими элементами.

Теорема косинусов иногда называют расширенной теоремой Пифагора или обобщением теоремы Пифагора, ибо при угле 90 градусов из указанных выше равенств получается a^2=b^2+c^2. Как любое обобщение она намного универсальнее и эффективнее частного случая и применяется к большему числу реальных ситуаций (в отличае от искусственных задач ГИА и ЕГЭ по математике, расчитанных на программу 8 класса).

Доказательство теоремы косинусов

Все известные мне доказательства связаны с векторами и координатами. В учебнике Атанасяна оно проводится через координаты точек, а в учебнике Погорелове используется понятие «скалярное произведение векторов». Проведем доказательство по Атанасяну. Оно, как мне кажется больше всего подходит репетитору по математике для работы, так как имеет меньшую зависимость от соседних тем.
Доказательство теоремы косинусов
Докажем равенство для стороны а и угла А. Для этого введем систему координат как показано на рисунке (ось Ох направляется вдоль стороны АС). Точка B при этом получит координаты B (cCosA;cSinA). Это единственный сложный для слабого или среднего ученика факт, который репетитор по математике, работающий по учебнику Атанасяна, должен отдельно рассмотреть. Cложным он является часто по причине того, что не подкреплен в программе достаточным количеством задач и после изучения теоремы косинусов не используется. В случае с данным расположеним точек (когда \angle A — острый) репетитору по математике достаточно обратиться к определению косинуса и синуса острого угла в прямоугольных треугольниках с пунктирными сторонами.

Даленейшее доказательство строится на алгебраических и тригонометрических выкладках. К ним необходимо добавить знание формулы расстояния между двумя точками.

BC^2= (cCosA-b)^2+(cSinA-o)^2

Применяем формулу сокращенного усножения к квадрату суммы:

a^2= c^2Cos^2A-2cbCosA+b^2+c^2Sin^2A

Выносим c^2 за скобку: a^2= c^2(Cos^2A+Sin^2A)+b^2-2cbCosA . Используем основное тригонометрическое тождество и получаем a^2= c^2\cdot1-2cbCosA+b^2.

и в итоге

a^2= b^2+c^2-2bcCosA

Любознательному ученику репетитор по математике может показать редкое доказательство теоермы косинусов.Альтернативное доказательство репетитора по математике Проведем в треугольнике ABC высоту BH и запишем АВ=АН+НВ или с=bCosA+aCosB. Если угол B — тупой, то АВ=АН-НВ и с учетом того, что косинусы смежных углов противоположны, снова получим равенство с=bCosA+aCosB. Поэтому оно не зависит от вида треугольника. запишем аналогичные формулы для а и b:
a=cCosB+bCosC и b=aCosC+cCosA. Умножая их соответственно на а и b и вычитая из их суммы равнство с=bCosA+aCosB получим равенсто c^2=b^2+c^2-2bcCosC.

Торема косинусов позволяет объяснить весьма полезное на практике свойство диагоналей параллелограмма:Следствие из теоремы косинусов сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов длин его сторон. Для того, чтобы в этом убедиться достаточно записать теорему косинусов для каждой диагонали и сложить полученные равенства.

Примеры задач, в которых так или иначе можно (или нужно) использовать теорему косинусов:

1) В треугольнике со сторонами 2,3 и 4 найдите длину медианы, проведенную к большей стороне.
2) В том же треугольнике найдите длину биссектрисы, проведенной к большей стороне.
3) В треугольнике АВС отрезок, соединяющий середины АВ и ВС, равен 3 дм, а сторона АВ равна 7дм, угол С равен 60^\circ. Найдите ВС.
4) Центр окружности, вписанной в прямоугольный треугольник АВС с прямым углом С находится на расстоянии \sqrt{5} и \sqrt{10} от вершин А и В. Надите катеты треугольника.

Полноценная подготовка к ЕГЭ по математике невозможна без решения задач на теорему косинусов. В варианте ЕГЭ она может встретится или в номере B4 или в C4. Постепенно я буду переносить на страницу интересные задачи С4 из моей дидактической базы и с пробных экзаменов. Репетиторы, не забудьте, что в ГИА, как на ЕГЭ, теорема косинусов может проявиться и в первой и во второй части варианта.

Колпаков Александр Николаевич,
репетитор по математике в Москве. Подготовка к ЕГЭ

{ 2 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Олег 22 июля, 2020 в 1:08

Любознательному ученику репетитор по математике может показать редкое доказательство теорермы косинусов. Проведем в треугольнике ABC высоту СH и запишем АВ=АН+НВ или с=bCosA+aCosB. Если угол B — тупой, то АВ=АН-НВ и с учетом того, что косинусы смежных углов противоположны, снова получим равенство с=bCosA+aCosB. Поэтому оно не зависит от вида треугольника. запишем аналогичные формулы для а и b:
a=cCosB+bCosC и b=aCosC+cCosA. Умножая их соответственно на а и b и вычитая из их суммы равенство с=bCosA+aCosB, умноженное на с, получим классический вид теоремы косинусов.

Мне этот вариант больше всего нравится. Примерно так я и вывел. Теорема Пифагора — частный случай теоремы косинусов .

Колпаков А.Н. 3 августа, 2020 в 11:50

Здравствуйте! Вы сами такое доказательство нашли? Честь Вам и хвала. Самое интересно, что доказательство не требует координатной и векторной привязки, что позволяет репетитору по математике отрезать часть материала для отстающего ученика, дабы как можно скорее поравняться со школьной программой. Возьму на вооружение. Интересно, Вы репетитор, школьный преподаватель или самородок — любитель математики? Вам от меня личный респект и уважение.

Оставьте комментарий