Виртуальный репетитор по математике: cтереометрия
Эта страница создана для учащихся 10 — 11 классов и абитуриентов, кого интересует качественная подготовка к ЕГЭ по математике в виртуальном он-лайн режиме. Многие школьники испытывают серьезные проблемы с решением задач по стереометрии (в новой спецификации ЕГЭ 2012 года это номера 9, B11 и С2) и почти всегда нуждаются в квалифицированной помощи профессионального преподавателя. Для многих из них фраза репетитор по математике ассоциируется с реальными занятиями, однако не все могут позволить себе нанять хорошего репетитора. Для этой категории учащихся сайт предоставляет возможность получить отдельные он-лайн консультации по вопросам решения различных задач (как с ЕГЭ, так и с традиционных контрольных работ).
Регулярно просматривайте опубликованные учебные материалы, изучайте решения задач, вникайте в доказательства, и задавайте репетитору по математике любые вопросы по стереометрии через специальную приведенную ниже форму. Их спектр не ограничивается только одними задачами подготовки к ЕГЭ по математике и распространяется на любые темы по стереометрии 10 — 11 класс: призмы, пирамиды, тела вращения, объемы, площади поверхностей, доказательства теорем, правила для нахождения углов между стереометрическими объектами, растояний, вектора, элементы аналитической геометрии и многое другое. Кроме меня оформлением решений занимаются мои коллеги — репетиторы по математике и физике, которых я лично знаю и держу их анкеты в базе репетиторов сайта. Если вы сами репетитор по математике и хотите принять участие в он-лайн решениях — укажите при регистрации те страницы, которые вы хотели бы курировать.
Задача для репетитора по математике от Катерины.
Имеется правильная усеченная четырехугольная пирамида. Ее стороны оснований равны 4 , а боковое ребро с большим основанием образует угол в 45 град. Найдите площадь диагонального сечения пирамиды.
Решение репетитора (Колпаков А.Н.)
Напомню, что пирамиду называют правильной, когда в основании у нее лежит правильный многоугольник (в нашем случае — квадрат), а основание O высоты является его центром (точкой пересечения диагоналей). Если усеченная пирамида получена из правильной, то она тоже называется правильной. Идеально, если на рисунке репетитор по математике изображает усеченную пирамиду вместе с обычной. В этом случае ее удобнее строить и легче проводить обоснования используемых свойств. Эти обоснования опустим, считая их известными, а именно: 1) диагональное сечение BNQD — равнобедренная трапеция, 2) угол между боковым ребром QD и основанием ABCD — это угол данной трапеции, то есть
. Поэтому согласно условию
. Основания трапеции — диагонали квадратов ABCD и MNPQ. Применим свойство о том, что диагональ квадрата в
раз больше его стороны и получим, что
,
(аналогичные результаты можно получить при помощи теоремы Пифагора). Осталось вычислить площадь трапеции (диагональное сечение BNQD): ее удобнее вынести из стереометрического рисунка и изобразить в «полный рост»:
Для нахождения площади необходимо выяснить длину отрезка QK (высота трапеции). Проведем вторую высоту NH. Получим . Так как
— прямоугольный с углом
, то и второй его угол
— равнобедренный
. Тогда
Вопрос репетитору по математике от Татьяны.
Здравствуйте. Как можно решать такую задачу? В правильной треугольной пирамиде SABC M-середина ребра BC, S-вершина. Известно, что SM=7, а площадь боковой поверхности равна 63. Найти длину AB.
Решение репетитора (Колпаков А.Н.) Применим формулу, вычисляющую площадь боковой поверхности
правильной пирамиды (она верна для любых пирамид с равными апофемами):
, где p — полупериметр основания пирамиды, а h-ее апофема. Поскольку наша пирамида является правильной и стороны ее основания равны, то
. Подставляя в указанную формулу значение площади, равное 63 и указанное выражение для полупериметра основания, получим:
или
, откуда находим
Ответ: AB=6.
Задача Алены.
Через сторону AD ромба проведена плоскость альфа, удалённая от BC на расстоянии 3 корня из 3 (см). Сторона ромба — 12 см, угол BCD равен 30 град. Найдите угол между плоскостью ромба и плоскостью альфа.
Решение и рисунок репетитора по математике для Алены
Восстановим из точки B перпендикуляр к альфа и пусть К — его точку пересечения с альфа (см.рисунок). В плоскости ромба проведем высоту BH и соединим ее точку H с точкой K. Тогда по теореме о 3-х перпендикулярах KH перепндикулярна AD. Плоскость BHK будет перпендикулярна линии пересечения интересующих нас плоскостей, а также самим плоскостям (по признакам перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей). Поэтому
— линейный угол двугранного угла между ромбом и альфа. Расстояние от B до альфа — есть перпендикуляр BE, лежащей в плоскости BKH (доказательство этого факта я пропускаю). Остается найти
в треугольнике BHK. Для этого через треугольник ABH найдем
. В итоге
Вопрос репетитору по математике от Светланы
Как построить сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через три точки, лежащих на взаимно скрещивающихся ребрах? Спасибо.
Решение: Рассмотрим параллелепипед ABCDMNKP и точки H,E и F, принадлежащие скрещивающимся ребрам. Для построения таких сечений (плоскостью HEF) необходимо построить вспомогательную плоскость AHEQ, в которой В этой плоскости проводим HE до пересечения с продолжением AQ в точке S. Соединяем S и F, пересекая AD в точке T. Полученная точка T лежит с F в одной грани основания. Далее действуем стандартно (репетитор по математике предполагает, что дальнейшее построение сечения — дело техники и не вызовет особых проблем). Достаточно пересечь FT с продолжением BC и замкнуть таким образом контур сечения. Вы можете кликнуть на фотографию для ее увеличения.
{ 0 комментариев… напишите первый комментарий }