Вопросы олимпиадной подготовки по математике

Здесь публикуются ответы на вопросы репетитору, связанные с олимпиадной подготовкой. Если Вам нужен совет по решению какой-либо учебной или организационной задачи (подбору репетитора, школы, графика занятий, олимпиадных задачников и т. д.), — не стесняйтесь их задавать. Конечно, сориентироваться в проблеме только на основе ее словесного описания (без диагностики ученика) крайне сложно, но я постараюсь представить себе ситуацию в наиболее типичном раскладе и описать вероятную перспективу тех или иных действий. Пишите, спрашивайте.

Вопрос репетитору по математике от Саблиной Татьяны:
Добрый вечер, Александр Николаевич! Может быть Вы поможете советом: мой шестнадцатилетний ребенок получает достаточно хорошие оценки по алгебре и геометрии (в основном 9 — 10 по 10-ти бальной системе), понимает и усваивает материал на уроках сходу, никогда с репетитором по математике не занимался. Но вот олимпиадные задачи не идут, не хватает логики или смекалки, не знаю. Принимал участие в районных олимпиадах — в 3 — 5 классах, потом в 6-7 классах, занимал даже третьи места или поощрения. Но вот в 9 -10 классах наотрез отказывается от участия в районных и городских олимпиадах — учитель настаивает, заставляет, не верит, что ребенок не понимает (а он реально говорит, что ничего не понимает и я ему охотно верю), хотя в этом году же занял третье место в школьной олимпиаде. Учится он по всем предметам ровно, т.е на 8-9, не зубрилка, живем в Риге. Вопрос в следующем: можно ли научиться решать нестандартные олимпиадные задачи? Есть ли репититоры по математике для такого вида задач? И вообще стоит ли напрягать сына ходить на олимпиады, ведь он отлично осваивает школьную программу? Научиться решать олимпиадные задачи по математике могут все умные дети или нужны еще какие-то качества, кроме ума? Если найдете свободную минутку- то напишите свои мысли.
Сын собирается поступать в один из технических университетов Германии, и участие (призовые места) в олимпиадах пригодились бы.
С уважением Татьяна.

Мнение репетитора А.Н. Колпакова: Нельзя заставлять ребенка участвовать в олимпиадах, если он сам этого не хочет. Олимпиада олимпиаде рознь (особенно если сравнивать 5 класс и 10 класс) и поэтому нельзя предъявлять к ним одинаковые требования. Еще неизвестно почему Ваш ученик перестал занимать призовые места. Возможно, уровень олимпиадных заданий по математике в 10 классе для него слишком высокий и не соответствуют на сегодняшний день его способностям. А возможно его задавила школа, и он потерял олимпиадную смекалку. Трудно сказать. В любом случае для решения сложной задачи нужна полная мобилизация мыслительного потенциала человека, а для этого, прежде всего, требуется огромное желание преодолеть трудности. Есть его нет, — бесполезно ходить на олимпиады вообще. Возможно, ученик это понимает и поэтому отказывается.

Грамотный репетитор по математике никогда не занимается натаскиванием ученика на олимпиадные задачи, ибо нельзя предугадать их тематику в реальности. Правильная стратегия репетитора — движение в сторону фундаментального математического и общего интеллектуального развития подростка.

Теперь о возможностях научить решению нестандартных задач. Научить, — это значит рассказать некий универсальный метод, позволяющий с теми или иными затратами умственной энергии справляться с любой олимпиадной ситуацией. Такого метода не существует. Репетитор по математике физически не сможет рассмотреть все задачи. Что реально сделать? Можно получить практику решения олимпиадных задач, которая создаст хороший плацдарм для развития мышления ребенка и условий формирования его интереса к предмету в целом.

Нестандартные задачи потому и называют нестандартными, что для них не существует заранее определенного алгоритма решения. Каждая задача имеет свой уникальный «код доступа» и используются для отбора талантливых детей с высоким уровнем знаний, способностей и смекалки. Хороший олимпиадный репетитор по математике создает условия, в которых эти показатели достигают максимального предела. Он индивидуален для каждого человека.

Многие нестандартные задачи, которые таковыми являются в школе, в курсе высшей математики (аналитической геометрии, высшей алгебры, анализа, теории чисел) переходят в категорию стандартных. Поэтому все относительно. Знания общих законов помогают брать нереальные, казалось бы, высоты и поэтому репетиторы по математике часто с легкостью решают олимпиадные задачи 5 — 11 классов только потому, что за годы фундаментальной учебы получили высшие знания. Именно поэтому, помимо изучения нестандартных задач, профессиональный репетитор по математике уделяет время обобщению базовых тем, даже если ученик щелкает типовые задачки как орешки.

Путь к вершинам математического и общего интеллектуального развития не должен лежать только через одни олимпиады. И не стоит на них зацикливаться. Учитесь понимать теорию, выполняйте сложные базовые упражнения. Практика показывает, что углубленное изучение математики с репетитором приносит гораздо больше пользы, чем долгая и изнурительная олимпиадная практика. Можно месяцами решать одну и ту же нестандартную задачу и ничего не приобрести с этого, кроме отставания в фундаментальном освоении предмета.

А.Н. Колпаков. Репетитор по математике — Москва. Олимпиадная помощь школьникам.

{ 2 комментариев… прочтите их или напишите еще один }

Нуршин 27 ноября, 2012 в 0:23

Думаю данный ответ абсолютно политически выверен и либерален, но ошибочен, если у пацана высокий познавательный потенциал и возможно не очень высокий творческий, то с ним можно поработать и мотивировать, натаскать на методы . Методики есть. С Уважением Нуршин.

Александра 27 января, 2014 в 22:38

Согласна с Вами, у олимпиадных задач нет шаблонов решений. Но все же общую теорию думаю дать можно. Теорию чисел, теорию игр, вероятностей, графы. Лично мне на республиканских соревнованиях попадались функциональные уравнения. Так что и это можно включить. Но в последнее время, не знаю как в России, но у нас все олимпиады «покупаются». Цена варьируется от значения олимпиады, предмета, класса. По математике и физике — самые дорогие. Для 11 класса цена увеличивается, потому что ценный приз — грант в престижном ВУЗе. Вот так вот… Становится обидно, готовь — не готовь, без толку…

Оставьте комментарий